Минерал, который ранее находили только в метеоритах, может формироваться и на Земле

Исследователи из СПбГУ совместно с учёными из Германии, Италии и США в окрестностях Мёртвого моря обнаружили аллабогданит — минерал, который ранее находили только в составе метеоритов. Открытие учёных — первое в истории подтверждение того, что минерал существует и на Земле.
Минерал, который ранее находили только в метеоритах, может возникать и на Земле
Аллабогданит, известный в химии как (Fe,Ni)2P, впервые был открыт в начале 2000-х годов в составе железного метеорита Онелло в отложениях реки Большой Долчуган, Восточная Якутия. Назван он был в честь кристаллографа Аллы Богдановой, внёсшей огромный вклад в изучение минералов. С момента открытия считалось, что этот минерал может иметь только внеземное происхождение, а на Землю может быть занесён только вместе с метеоритами.
Однако новое открытие международного коллектива учёных показало: аллабогданит встречается и на нашей родной планете. Любопытно, что обнаружить редчайший минерал исследователям удалось по счастливой случайности — во время систематического изучения фосфидов, к которым материал и относится.
После обнаружения учёные тотчас принялись исследовать новый материал, в частности фазовые переходы аллабогданита при высоком давлении и температуре. Учёные предположили, что минерал мог образоваться при давлении выше 250 тысяч атмосфер. Такое давление возможно либо при катастрофических столкновениях Земли с крупными метеоритами, либо в условиях земной мантии. Однако это предположение оставляет больше вопросов, чем ответов, ведь обнаруженный учёными аллабогданит был обнаружен в поверхностных породах бассейна Мёртвого моря.
Дальнейшее изучение материала позволило уточнить, что он образовался в результате преобразования другого минерала — баррингерита. А сохраниться аллабогданиту удалось в результате так называемой закалки — мгновенного сброса температуры и давления.
По словам учёных, открытие ставит перед всем научным сообществом множество фундаментальных вопросов. Все они касаются природы и формирования горных пород Пёстрой зоны Мёртвого моря.

Фото: Mineralogical Society of America