Химеры «машинного» времени
И нет ничего удивительного в том, что сказочные и мифологические персонажи при всем богатстве возможностей остаются сугубо эвклидовыми и ньютоновыми. Даже библейский Иисус Навин, вовсю лоббируемый странненьким и до крайности обидчивым еврейским божком, мог всего лишь остановить Солнце (фактически – замедлить суточное вращение Земли), но не время…
В ньютоновой механике это свободный параметр, ни от чего не зависящий. Это оно, время, влияет на все происходящее, «запуская» разливы рек и завоевательные походы! Можно строить совершенные и дорогие часы, пытаясь измерять его возможно точнее, можно пуститься во все тяжкие, стремясь до предела насытить краткие годы человеческой жизни и ускоряя ход «внутреннего хронометра», но само оно вечно, а его течение неизменно. Такая независимость позволяет совершенно спокойно запускать механические процессы вспять: десять секунд назад, двадцать секунд вперед – катящемуся по инерции шарику все равно (если, конечно, он не налетит на стенку).
Что же может сыграть роль такого «булыжника»? Очевидно, что-то обладающее колоссальной массой, – иначе пространственно-временная лента не будет должным образом «продавлена». Кроме того, это что-то должно быть компактным, с тем чтобы генерировать поле с высокой напряженностью (галактики, несмотря на их огромную массу, на эту роль не подходят, в них гравитационное поле слишком «размазано»). Остается только одно – «черная дыра», один из самых экзотических объектов, открытый буквально на кончике пера, а заодно – и природная «машина времени», правда, очень своенравная. Ее окрестности подвергаются интенсивному рентгеновскому облучению, по сравнению с которым вся радиация Хиросимы и Чернобыля вместе взятых – легкое дуновение бриза перед 12-балльным ураганом. Миллиарды тонн газа и пыли сваливаются в «дыру» с огромным ускорением и в полном согласии с законами электродинамики дружно «выжигают» все близлежащее жесткими рентгеновскими потоками.
А ведь это еще не все проблемы. Вот и еще одна – энергодефицит, преодолеть который практически невозможно (в рамках современных воззрений о природе), если речь идет о «прыжках» в далекое будущее. Такие экспедиции требуют максимального приближения к горизонту событий «черной дыры», свалиться куда гораздо проще, чем вырваться оттуда. Сможет ли крохотная космическая шлюпка с экипажем из путешественников во времени выплеснуть энергию, сравнимую с излучением квазара, и пуститься в обратный путь к Земле далекого (для хрононавтов, естественно) будущего?
На машину времени (не путать с глубоко вторичной псевдо-«рок-группой» известного кулинара) в бытовом, герберто-уэлссовском смысле, ускоритель не похож. Классическая, если можно так сказать, МВ – сложный, но все же компактный, умещающийся в гостиной типовой советской квартиры инженера Тимофеева агрегат, не требующий гигантских энергозатрат. Даже машина безумного Дока в трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса с пресловутым «флуксуатором», воплотившая в кинореальности бессмертный армейский приказ «Копать от забора до заката», ушла не очень далеко. И ничего похожего на космический корабль, отправляющийся в окрестности «черной дыры», или на циклопический ускоритель, способный разогнать хрононавта до околосветовых скоростей.
Что же дает нам это знание? Да почти ничего, кроме очередного подтверждения некоторых известных следствий теории относительности. Такие путешествия в будущее, согласуясь с нынешними физическими и философскими теориями, все-таки выглядят суррогатом, позволяя «сплавляться» по реке времени только в одном направлении. А что же со знаменитой нечаянно раздавленной мезозойской бабочкой? Удастся ли кому-то сфотографировать на «мыльницу» подвиг Ивана Сусанина или дуэль Лермонтова с капитаном Мартыновым?
Здесь ситуация выглядит гораздо запутанней, в том числе и с точки зрения здравого смысла. Чего стоит, например, логический парадокс с убиением собственных пращуров! Иногда, правда, данный феномен опровергается предположением о невозможности совершения подобного: пистолет даст (или дал?) осечку, вилы будут (или были?) слишком тупы, истечет срок годности цианистого калия и пр. Согласитесь, довод не слишком убедительный… Гораздо важнее то обстоятельство, что путешествия в прошлое перепутывают незыблемые логические цепочки «действие-результат» и «причина-следствие», нарушают принцип причинности. Интересно, что, по некоторым воззрениям, в древнегреческом Пантеоне богине Ананке, его воплощавшей (как высшую необходимость, встроенную в мироздание), подчинялись все остальные боги, включая Зевса-громовержца и его жену, всемогущую Геру.
Философ Джордж Уитроу, автор любопытной книги «Структура и природа времени», отмечает: «Если бы такое путешествие состоялось, то либо мы бы в своем прошлом совершали поступки, о которых должны были помнить благодаря свойствам памяти заранее, т. е. до момента перехода в прошлое, и, следовательно, наша свобода действий в прошлом строго ограничивается, либо мы намертво забываем о своих посещениях своего прошлого. И то и другое воспринимается как абсурд». И все же – что пытливому уму какие-то принципиальные ограничения или неразрешимые парадоксы! Может быть, сделать их фигурой умолчания?
Примерно так и поступил физик Кип Торн в конце 80-х прошлого уже столетия, предложивший в качестве хронолета так называемые «кротовые норы» – экзотические многомерные проходы, там и сям пронизывающие стандартное 4-мерное пространство. Своим существованием эти тоннели обязаны неким неизвестным доселе видам материи (а слабо представить 6- или 7-мерное «темное» вещество с гигантской концентрацией энергии?).
Никакой кабинки в МВ Торна нет, как и полированных шаров и табло с набором желаемого времени прибытия. В ней надо оперировать категориями галактического масштаба, да и само путешествие выглядит сложной процедурой. Так, простейший способ образования временной петли состоит в челночном «раскачивании» отверстий «норы» с околосветовыми скоростями (или, согласно принципу эквивалентности, воздействии сильнейшего гравитационного поля), прыжке и кратковременном путешествии по «норе», возвращении в обычное пространство и возможно более быстром перемещении снова ко входному отверстию. Результатом будет опережение часов «хронокрота» по сравнению с часами, оставленными у входа. Но для этого нужно выполнение двух условий: а) длина тоннеля должна быть крайне малой; б) его внутренняя геометрия должна быть неизменной в ходе любых манипуляций с входами. Такую «незначительную» поправку, как энергозатраты (в пересчете на одного человека), эквивалентные массе всей Солнечной системы, оставим вообще без рассмотрения.
Ничего себе «простота»! Проще побороть вселенскую глупость и сделать всех людей умными и добрыми… К тому же у критиков машины Торна есть ряд возражений, связанных с путаной системой синхронизации времени и, самое главное, принципиальной возможностью движения против «стрелы времени» – явления, однозначно и недвусмысленно указывающего, куда мы движемся, – в сторону возрастания энтропии. Процесс носит глобальный характер, и такие артефакты, как появление высокоорганизованной материи (жизни вообще и разума в частности), представляют собой лишь флуктуации.
В попытках обойти фундаментальное ограничение некоторые ученые обратились к головоломным топологическим теориям, например, гипотезе о так называемом «пружинном слое». Представляете себе 4-мерное пространство-время, «скрученное» в виде спирали, бесконечно наматывающееся само на себя?.. Задача весьма сложная, особенно если учесть, что эта «спираль» вертится в 5-мерном континууме. Так вот: точки на витках этой «спирали», далеко разнесенные во времени внутри нашего пространства-времени, при взгляде «снаружи» могут едва ли не соприкасаться друг с другом, как витки пружины. На такую возможность указывают некоторые следствия новейшей 5-мерной теории электрогравитации. И теоретически путешествие может свестись к протыканию витков гипотетической 5-мерной «спицей». Но сколь же далека эта теория от практического воплощения!
Наука
Ким Александров