Древняя ДНК подтвердила, что штаммы туберкулеза, связанные с морскими млекопитающими, встречаются у людей на материке

Исследователи из института эволюционной антропологии Макса Планка и университета штата Аризона обнаружили три новых древних генома туберкулеза. Ученые подтвердили гипотезу о том, что появление туберкулеза в Перу произошло от морских млекопитающих, и обнаружили случаи заболевания не только у людей, которые жили в непосредственной близости от побережья.

Многие факты долгой истории возникновения и распространения туберкулеза остаются противоречивыми. Ученые смогли обнаружить три новых древних генома туберкулеза.

«Эти три новых случая южноамериканского туберкулеза доконтактного периода происходят из человеческих останков, найденных в археологических зонах внутри страны, две из которых расположены в высокогорье Колумбийских Анд. Все эти три новых древних генома похожи на тот же вариант туберкулеза, который был обнаружен у древних прибрежных перуанцев и у современных тюленей и морских львов», – отмечают ученые.

Исследователи обнаружили случаи заболевания не только у тех людей, которые жили в непосредственной близости от побережья, и предполагают, что инфекция не была результатом прямой передачи от тюленей, а вызвана тем, что патоген переходит от одного вида к другому. Команда использовала археологические данные, чтобы показать, что жители материка не имели прямых контактов с морскими млекопитающими, поэтому передача туберкулеза, вероятнее всего, произошла от бактерии, постепенно перешедшей на другие виды.

Бактерия туберкулеза способна заражать множество млекопитающих, поэтому вглубь страны она могла попасть через животных или через передачу от человека к человеку, чему способствовало развитие торговых путей. Авторы считают, что результаты работы позволят глубже изучить развитие болезни в Америке до колониального периода. Исследование появилось в журнале Nature Communications.

Фото: Sarah Johnson