Больше, чем пылинки: микрохромосомы птиц и рептилий указывают на общего предка

Учёные из Университета Ла Троба обнаружили, что микрохромосомы птиц и рептилий, которые раньше считались простой пылью на стёклах микроскопов, указывают на далёкого беспозвоночного предка, существовавшего 684 миллиона лет назад. Оказалось, что эти микрохромосомы были «строительными материалами» геномов всех животных, однако со временем сильно изменились у млекопитающих.
Больше, чем пылинки: микрохромосомы птиц и рептилий указывают на общего предка

Открытие было сделано при сравнении ДНК-секвенций микрохромосом клеток птиц и рептилий. Сами микрохромосомы ранее не считались значительными: учёные считали, что они являются мелкими частицами пыли, осевшими на стеклах микроскопов. Однако со временем выяснилось, что они являются хромосомами, просто намного меньшими в размерах, чем обычные.

С помощью секвенирования ДНК учёные сравнили последовательности птиц, черепах, ящериц, змей, утконосов и людей. Оказалось, что у всех видов птиц и рептилий микрохромосомы совпадают друг с другом. При дальнейшем анализе выяснилось, что они совпадают и с небольшими хромосомами ланцетников — беспозвоночных существ, живших 684 миллиона лет назад, которые имели одного и того же предка, что и позвоночные.

По мере развития эволюции микрохромосомы у сумчатых и плацентарных млекопитающих сильно преобразовались — увеличились в размерах, став более привычными формами хромосом. Однако у птиц и рептилий до сих пор сохранились эти древние микрохромосомы.

Фото: Shayer Alam