15 тысяч лет назад собаки мигрировали из Сибири в Америку

Собаки сопровождают человека на протяжении многих тысячелетий, однако ученые до сих пор не выяснили, как именно начались взаимоотношения двух видов.
15 тысяч лет назад собаки мигрировали из Сибири в Америку

Авторы недавнего исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, предполагают, что одомашнивание собак впервые возникло в Сибири около 23 тысяч лет назад, когда люди и волки оказались изолированными на одной территории в максимуме последнего оледенения. Впоследствии собаки, вероятно, отправились за людьми, которые 15 тысяч лет назад перешли из Восточной Азии в Северную Америку по Берингову сухопутному перешейку.

«Волки поняли, что остатки пищи от человека – легкая добыча, а человек разрешил им остаться рядом, поскольку животные не проявляли агрессии», – считает Анджела Перри, археолог из Даремского университета (Великобритания).

В ходе исследования Перри и ее коллеги обратили внимание на то, что люди и собаки имели схожие паттерны миграции и дивергенции (расхождения признаков у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции), которые могли объяснить, как два вида стали жить бок о бок. А изучив геном 200 древних собак, ископаемые останки которых были найдены в разных частях мира, исследователи обнаружили, что у всех животных была общая сигнатура экспрессии генов – A2b. Дальнейшее изучение генетической информации показало, что все собаки с сигнатурой A2b произошли от одних и тех же сибирских псовых около 23 тысяч лет назад. Сопоставив на временной шкале миграцию и эволюцию человека и псовых, исследователи пришли к выводу, что именно люди привели собак в Америку около 15 тысяч лет назад.

«Давно известно, что первые американцы могли обладать отточенными охотничьими навыками и умениями, необходимыми для изготовления орудий труда, они были готовы к новым вызовам, – пишут авторы исследования. – Собаки, которые пришли вместе с ними в абсолютно новый мир, могли быть такой же частью их культурного арсенала, как и каменные орудия труда».