Страница французской газеты Le Petit Journal Illustre. www.gettyimages.it
Он так и назывался - Heroin.
Считается, что это название происходит от английского слова heroic – «героический». Почему – доподлинно неизвестно. Возможно, потому, что вещество помогало стать более уравновешенным и спокойным. А еще поднимало настроение и снимало боль.
Успокаивающий сироп миссис Уинслоу: когда режутся зубки. www.artefact.museumofhealthcare.ca
Как бы то ни было, стеклянные бутылки препарата, поступившего в продажу в 1898 году (то есть через 24 года после того, как впервые был синтезирован сам героин), продавались в качестве успокоительного при сильном кашле. Прежде всего, для детей. Дело в том, что тогда единственным методом лечения было подавление симптомов заболевания – антибиотики еще не открыли. Придумал сироп предприниматель Фридрих Байер – собственно, основатель компании Bayer AG.
Он полагал, что героин – отличная альтернатива другому обезболивающему – морфину, и, в отличие от него, не вызывает никакого привыкания. Кто же знал, что
в печени героин превращается все в тот же морфин.
Но самое удивительное, что никакой опасности при употреблении сиропа долгое время не замечали ни врачи, ни их пациенты. Успех «Героина» был ошеломляющим и не уступал другой торговой марке компании – «Аспирину». Доктора выписывали его уже от всего подряд: гриппа, сердечных жалоб, при заболеваниях ЖКТ и обширном склерозе.
Придумал сироп предприниматель Фридрих Байер. Фото: Associated Press, www.spokesman.com
Фото: Royal Pharmaceutical Society of Great Britain. www.naukas.com
Заподозрили неладное лишь к 1913 году, когда были выявлены массовые привыкания:
многие люди употребляли сироп слишком часто и в слишком больших количествах. Тогда выпуск препарата решено было приостановить. А в 1914-м в США героин был запрещен вообще (кроме использования его для серьезных медицинских целей).
Между тем, сироп стали выпускать снова и продавать в странах Европы, Турции и Японии. Годы между 1925-м и 1930-м можно назвать «пятилеткой героина» – его
мировое производство (которым по лицензии занимались уже 23 фармакологических компании) достигло апогея и составило за этот период целых 34 т. «Опиум для народа» стал терять популярность лишь после Второй мировой войны, а в Германии продержался до 1971 года.