Страх перед ж-ж-ж-ж-ж
Почему пчелы жалят?
Пчелы как социальные животные живут вместе – в гнезде или улье. В этом «домике» у них хранится и такой притягательный мед, любят его, кстати, не только люди, но и животные. Жилище необходимо защищать от вторжений, поэтому эволюция подарила пчелам жало с ядом, а вместе с ним – возможность обороняться. Мало ли кто сунет лапы в улей. Жало – не средство нападения, пчелы вообще не атакуют просто так. Они очень миролюбивые, а, залетев в вашу квартиру, просто паникуют, потому что не понимают, как выбраться, – они-то эту двушку на «Авито» не снимали, у них дом в другом месте.
Пчелам совсем не хочется нас с вами жалить не только из-за миролюбия. Эта мера у них на крайний случай, ведь, выпустив жало, насекомое гибнет. Зазубренное жало пчелы застревает в коже вместе с ядовитым аппаратом из брюшка, и его буквально вырывает из тела. Мешок-накопитель продолжает сокращаться, выжимая новые дозы яда. Это способ защиты больших пчелиных семей, где рабочие пчелы не имеют значительной ценности – одной больше, одной меньше. Такая самоубийственная атака гарантирует большее поражение врага. Это для человека пчелиный укус – зачастую просто неприятность, а вот собака, например, запросто может от него умереть.
Надо ли бояться?
У большинства людей пчелиный укус вызывает хоть и болезненную, но не страшную реакцию – кожа краснеет и опухает, укушенный при этом чувствует резкую боль, которая медленно стихает в течение двух-трех часов. О настоящей опасности следует говорить, если ужаленный резко теряет сознание или жалуется на нехватку воздуха. Вероятно, у него – аллергия на яд пчелиных. Ею страдает до 5 % населения планеты. По статистике США (в России подобная не ведется), только там от укусов пчел и им подобных умирает в среднем около 50 человек в год. Это больше, чем от змей. Чаще всего, чтобы сформировалась аллергия, одной разъяренной пчелы маловато, хотя бывают исключительные случаи. В зоне особого риска – пасечники и их соседи, которых могут ужалить несколько раз, так что яд накопится в организме.
Аллергические реакции на укусы перепончатокрылых делятся на местные и системные. Местная выражается долгим отеком, не спадающим несколько суток. В принципе он не страшен и пройдет сам, можно не вызывать врача, а принимать антигистаминные (супрастин, например) самостоятельно. Другое дело – системная анафилактическая реакция. Она возникает молниеносно, и среагировать на нее быстро очень трудно, особенно если рядом нет тех, кто может оказать помощь. У человека развиваются удушье, крапивница и отек Квинке, падает артериальное давление, возникает боль в области сердца. Пострадавшему нужно немедленно (чем скорее, тем лучше) вколоть подкожно или внутримышечно инъекцию адреналина, супрастина и гормональных препаратов (преднизолона или дексаметазона), при необходимости введение адреналина стоит повторить через 15 минут. Он повышает давление, расширяет бронхи и уменьшает отек в дыхательных путях. А гормоны подавляют воспаление и предотвращают прогрессирование реакции. И, конечно, стоит немедленно вызвать «скорую помощь». Даже если вы уверены в своих навыках медсестры и все ввели правильно, а укушенный чувствует себя гораздо лучше, через шесть часов у него может развиться повторная острая реакция.
Состав пчелиного яда. researchgate.net
Пока ждете врача, надо удалить жало. Даже если аллергической реакции удалось избежать, от него все равно нужно избавиться. Жало удаляют скользящим движением ногтя, ножа или пластиковой карты, главное – не сдавливать его пинцетом или пальцами. Многие считают, что на жало надо надавить, чтобы оно вылезло самостоятельно, но по факту такой метод только загоняет его глубже и выдавливает остатки яда в рану. Когда избавились от жала, промойте место укуса холодной проточной водой и смажьте кожу любой успокаивающей мазью.
Что делать со страхом?
Боязнь пчел называют апифобией или мелиссофобией: «мелисса», как и apis, с греческого означает «пчела». Апифобия – один из самых распространенных страхов в мире. Чаще всего он формируется еще у детей в результате невинного инцидента, в котором родители слишком запаниковали, боясь, что ребенка ужалят. Второй по популярности провокатор мелиссофобии – СМИ, активно тиражирующие миф о пчелах-убийцах, и кинострашилки с участием пчел, ос и шмелей. Так, например, в фильме «Рой» (1978) отряд пчел атаковал военную базу, с «Пчелами-убийцами» (1995) не нужно ничего объяснять, «Летающий вирус» (2001) рассказывает о биологическом оружии, переносимом пчелами. Кто-нибудь может вспомнить фильм, где пчелы безобидны и добры? Кроме детского мультика «Пчелка Майя»… Транслируемый образ сильно влияет на формирование страха.
Любая фобия по определению иррациональна, ее причину сложно объяснить стороннему наблюдателю. Человек, испытывающий панику, зачастую и сам знает, что не прав, но ничего не может поделать. Фобии лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии, постепенно разрывая деструктивные когнитивные искажения и предлагая вместо них адекватные установки. Например, доктор советует не убегать при виде пчелы на улице, а спокойно проходить мимо, контролируя дыхание. В первый раз не получится, но нужно пробовать снова и снова, и снова, пока мозг не согласится: да, пчелы не опасны. Новинка в лечении – виртуальная и дополненная реальность, позволяющая воссоздать травмирующие обстоятельства и показать, что они не так страшны, как их малюют.
Несколько советов на лето для тех, кто боится пчел: не надевайте яркую одежду, ставьте на окна москитные сетки, не ходите босиком по траве, будьте аккуратнее со сладкой едой на улице. И не отгоняйте пчелу, интенсивно размахивая руками, – она это воспримет как угрозу. Просто подождите, пока она улетит по своим пчелиным делам.
Коротко
Яна Титоренко