Сквозь землю
Однажды Марк Брюнель, английский изобретатель французского происхождения, наблюдал за тем, как корабельный червь прогрызает ходы в твердой древесине. Он заметил, что голова червя покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями, – благодаря ей моллюск вбуравливается в дерево и оставляет за собой канал, покрытый слоем выделяемой им гладкой извести. Брюнелю пришла в голову идея, как решить давнюю проблему: проложить подземный ход под Темзой, что до него безуспешно пытались сделать несколько инженеров. Грунт под рекой водонасыщенный и мягкий, поэтому привычный в то время способ рыть тоннели – вручную, с использованием деревянной крепи – не подходил: укрепление свода подпорками было малонадежно, мокрая порода расползалась и грозила обвалами. Брюнель же сначала пробурил около сорока скважин, чтобы исследовать грунт, и решил проложить тоннель ниже, чем его предшественники, – в плотном слое глины. Затем сконструировал проходческий щит – чугунную камеру, состоящую из секций с тремя ячейками, в каждой из которых помещались землекоп и каменщик. Камера передвигалась под землей с помощью ручных домкратов, углубляясь в породу. Пока одни рабочие убирали землю из щита, другие укрепляли свод образовавшегося тоннеля кирпичной кладкой, не боясь обвала. В день щит продвигался вперед едва ли на метр. Река протекала всего на несколько метров выше, и расчеты со слоями грунта оказались неточны, поэтому вода все-таки просачивалась внутрь. Когда рабочие пробурили тоннель до середины реки, щит пришлось замуровать из-за потопа, но через семь лет Брюнель построил новый щит на другом берегу Темзы и завершил начатое. Реализация проекта заняла 17 лет – с 1825 по 1843 год. Вскоре Темзинский тоннель открыли для пеших прогулок под землей, и только в 1865 году его выкупили для строительства железнодорожной ветки. Впоследствии он стал старейшей частью Лондонского метро.
КОНСТРУКЦИЯ проходческих щитов со временем развивалась. У рабочих, дробящих породу, вместо кирок появились отбойные молотки, на смену колесным тачкам пришли ленточные транспортеры. Для преодоления совсем слабых водонасыщенных грунтов стали использовать щит с кессоном – герметичным отсеком. Тоннель позади щита перегораживали переборкой, и в образовавшееся пространство закачивали сжатый воздух, создавая область повышенного давления – 2–5 атм. Такое давление отжимало свободную воду в глубь породы, предотвращая ее поступление в забой.
КАКИЕ СЛОЖНОСТИ возникают при прокладке тоннеля? В первую очередь, разнообразие грунта. На пути щита могут возникнуть монолитная скала, вязкая глина, песок или подземная река. Если в случае со скалой просто падает скорость прохождения щита, то в случае со слабыми водонасыщенными грунтами сложность прохождения сильно возрастает. Вода везде щелку найдет, гласит пословица. Тонкая струйка, проникшая в тоннель, очень быстро превращается в поток, размывающий стенки, а там и до полного затопления недалеко. Положение ухудшается, если тоннель идет под городом, – здесь главное – не потревожить верхние слои, чтобы городские постройки не начали проваливаться под землю. А такие случаи бывали.
СЕГОДНЯ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ тоннеля в сложных условиях используются механизированный щит с грунтопригрузом – в нем разработанный грунт сначала подается в герметичную камеру грунтопригруза, где давление равно давлению в забое. Оно не дает грунту осыпаться со свода тоннеля, поэтому верхние слои земли остаются неподвижными и не оседают. Затем внешняя оболочка щита надвигается на этот участок, принимая на себя давление верхних слоев, и избыточный грунт удаляется шнековым конвейером. Именно к такому типу и относится щит «Надежда».
16 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА в Петербурге ОАО «Метрострой» и немецкая фирма Herrenknecht AG подписали договор о постройке проходческого щита диаметром 10,6 м. (О серьезности и сложности проекта говорит тот факт, что на подписании присутствовал экс-канцлер Германии Герхард Шредер.)
Скорость проходки «Надежды» довольно высокая – в среднем 500 м в месяц. Кстати, мировой рекорд по скорости прокладки тоннеля принадлежит петербургскому метрополитену. В 1981 году щит КТ-1-5,6 за месяц преодолел 1240 м на строительстве перегона от «Удельной» до «Пионерской». Правда, этот щит шел под списание, и его не щадили, а по завершении проходки разобрали на металлолом.
Коротко
Игорь Корнилов