На дно Венецианской лагуны
На некоторых туристических сайтах, посвященных Венеции, можно увидеть устрашающее предупреждение: «Ни в коем случае не купайтесь в каналах, в городе нет канализации, все отходы сливают прямо в воду». В комментариях ужасаются туристы из Европы, России и даже сами итальянцы. Несогласные спорят: «Вы были в Венеции? Там ничем не пахнет!» Как ни парадоксально, правы и те, и другие. Вода в венецианских каналах чистая, с обычным морским запахом соли и тины. Но и канализационные стоки в нее все же «сливают». Правда, важны детали.
В феврале 2012 года пользователь сайта Venezia Contro с ником il Griso тоже заинтересовался венецианской канализацией. Есть или нет, вот в чем вопрос. Он на тот момент жил в Венеции и проверил свою догадку самым простым способом – практическим. Предприимчивый итальянец вылил в унитаз пенящуюся жидкость для мытья посуды, спустил воду и выглянул в окно, чтобы следить за каналом. И очень расстроился, потому что через некоторое время пена маленькой волной прокатилась по воде. Мы видим только начало и итог эксперимента, но между ними – столетия истории и гидравлический затвор, которые многое объясняют.
Венецианец помыл посуду с моющим средством и спустил воду. allajohn.wordpress.com
Канализационная система Венеции так же стара, как и сам порт. Она основана на простом природном явлении – системе приливов и отливов, благодаря которой два раза в день Адриатическое море забирает часть воды из города, а потом «приносит» новую, чистую. Венецианцы говорят об этом процессе: «вода уходит/приходит». Их город расположен в лагуне, то есть в водоеме у берегов, огражденном от волн полоской островов. Венецию защищают острова Лидо и Пеллестрина. Водообмен с морем проходит через проливы Порто-ди-Лидо, Порто-ди-Маламокко и Порто-ди-Кьоджа.
Вместе с водой в море во время отлива уходят и продукты жизнедеятельности венецианцев. Конечно, прямиком в каналы никто канализационные отходы не выливает. Все здания в городе оборудованы керамическими трубами, по которым после смыва отходы попадают в септики, встроенные в подвалы домов. В этих резервуарах стоки отстаиваются и очищаются, после чего жидкая часть спускается в каналы (когда открывается гидравлический затвор), а твердая скапливается в септиках. За ней периодически приезжает специальная лодка pozzo nero – «черный колодец», и выкачивает их. Септиков в городе – больше 7 тыс.
Для зданий, у которых нет прямого водосброса в каналы (или там, где для септиков не хватает места или они угрожают устойчивости конструкций), работает система «гатоли», разработанная еще в XVI веке. Она соединяет все туалеты и люки для дождевой воды с каналами. Тоннели «гатоли» проходят под улицами, а построены из глиняных кирпичей и камня. Принцип у них такой же, как у септиков: твердые отходы остаются на дне, а жидкие достигают каналов. Сначала «гатоли» были довольно примитивными, но во второй половине XX века, когда произошел бум стиральных и посудомоечных машин, городское правительство взялось за очистку и углубление тоннелей, а заодно установило на «стыках» с каналами фильтры. Венецианская канализация успешно работает благодаря совмещению старой системы с новыми септиками.
Все небольшие каналы несут воду в Гранд-канал, а оттуда она уходит в море. Соленая вода обладает антисептическим эффектом из-за хлорида натрия в составе, так что о ее «зловонности» можно не переживать. Хотя купаться в венецианских каналах все же не стоит. Исследование состояния воды в каналах исторического центра Венеции, проведенное учеными из Миланского университета в 2009 году для журнала Research in Microbiology, выявило высокое содержание бактерий и вирусов. В работе этот показатель связали с промышленной активностью одного из районов – материковой Маргеры, где расположены заводы по производству алюминия, стали и нефтепереработке.
Кстати, материковые районы Венеции оборудованы обычной системой канализации, такой же, как в любом другом городе. В морской части о ее постройке тоже задумывались, но для обслуживания такой системы под водой требовались бы сотни сантехников-аквалангистов, а желающих овладеть этой профессией, мягко говоря, найдется немного. Да и зачем, если простой и испытанный столетиями подход работает без перебоев? Венецианцы внимательно следят и за качеством очистных сооружений, и за состоянием каналов. Их не беспокоит необычная канализация, наоборот, она хорошо вписывается в облик города, где врачи приплывают на катере, у каждого дома имеется своя лодка, а во время высокой воды можно гулять по главной площади только в резиновых сапогах до колена.Коротко
Яна Титоренко