Врата богов и город грехов
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram



Но междоусобные войны не прекращались. Благодаря им постепенно и возвысился Вавилон, где воцарилась первая Вавилонская (аморейская) династия, основателем которой в 1895 году до н.э. был царь Саму-абум. Почему именно Вавилон? Потому что расположение его было удобным как для нападения, так и для обороны – между реками Тигр и Евфрат. К тому же здесь брала начало ирригационная система южной Месопотамии и проходили торговые пути – речные и сухопутные.

Законы Хаммурапи оказали влияние на всю правовую культуру Древнего Востока. Превзойти их смогли лишь во времена позднейшего права Древнего Рима. Кодекс Хаммурапи был прост, справедлив и не демократичен. Вот лишь некоторые выдержки из свода, состоящего из 282 параграфов: «Если врач сделает свободному человеку операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки», а «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, и дом рухнул, убив домовладельца, этот строитель должен быть казнен».
Хаммурапи приказал высечь эти сентенции на больших базальтовых столбах, которые были выставлены в разных концах державы.
соответственно. Но это не умаляет заслуги строителей «врат богов», ведь для того времени возведение подобной конструкции сродни чуду. Не говоря о том, что для военной техники тех лет (читай – повозок с лошадьми и лучниками) город был абсолютно неприступен и без тридцатиметровых стен. Тем более что стены возвели двойными. Сам же город состоял из одно- и двухэтажных кирпичных зданий, а улицы пересекались почти под прямым углом и имели четкую планировку. При строительстве использовались математические законы, которые сформулировали намного позже, например, теорема Пифагора.

Зиккурат в Вавилоне. Иллюстрация: MUSEO MESOPOTAMIA Y EGIPTO López Iglesias, www.virtualgallery.com
В те времена более грандиозного города просто не существовало – Рим походил
на деревню из глинобитных хижин, а Константинополь еще не появился. Неудивительно, что Вавилон вошел не только в исторические тексты, но и в религиозные. Современники взирали на первый мегаполис с восхищением и ужасом. А может, и с завистью. Так, ряд ученых считает, что библейская Вавилонская башня реально существовала. Ее прообразом был самый высокий вавилонский зиккурат (многоступенчатая культовая башня в Древней Месопотамии) под названием Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Этеменанки имел 91 м
в высоту и восемь прямоугольных ступеней (так что круглая Вавилонская башня художника Питера Брейгеля вовсе не исторична). Неизвестно, когда именно этот гигант появился на карте города. Наука знает лишь, что во времена Хаммурапи он
уже существовал – по крайней мере, в первоначальном варианте. Башня разрушалась и реставрировалась несколько раз. Последнюю «версию» возвел царь Навуходоносор II, и этот вариант был самым грандиозным – для его строительства, по подсчетам ученых, ушло 85 млн кирпичей. В 331 году до н.э. Александр Македонский приказал разобрать зиккурат, чтобы провести его очередную реконструкцию. Этому помешала смерть полководца. Откуда же в Библии взялась разрушенная Вавилонская башня? Есть мнение, что евреи, насильственно переселенные Навуходоносором II в «вавилонский плен», видели «ремонтные работы» на зиккурате и восприняли их как справедливое уничтожение образца невиданной наглости и вызова богу.
построил в честь любимой жены Амитис. Так что висячие сады следует связывать с ней, а не с ассирийской царицей Семирамидой, которая жила двумя веками раньше и по имени которой ошибочно назвали одно из чудес света античного мира.
Одна только постройка этого «парка» требовала опережающей время смекалки сотен инженеров и огромного труда тысяч рабов.
Кстати, о рабах. В Вавилоне жила самая разношерстная публика: шумеры, аккадцы, вавилоняне, амореи, касситы, халдеи, арабы, евреи, персы, ассирийцы и многие другие народы Междуречья. Все они делились на три сословия. Свободного гражданина называли авелум, то есть просто «человек», или мар авелим – «сын человека». «Авелумом» мог быть кто угодно – от крупного торговца до крестьянина. Прослойка зависимых, так называемых мушкенумов, что в переводе с местного –
«склоняющий ниц», – работала на царской земле и была ограничена в правах. Мушкенумы могли владеть имуществом и рабами, отстаивать свое мнение в суде. А вот рабы – вардум – были полностью бесправны, их могли продавать и покупать. Рабами становились военнопленные, преступники и те, кто не смог расплатиться с долгами. При этом вардум могли иметь некоторое имущество и даже передавать его по наследству. Их даже могли освободить за хорошую работу и примерное поведение.
с вещью.


производило отталкивающее впечатление на многих иноземцев, которые близко соприкасались с ним. Не случайно в Библии Вавилон стал синонимом неуемной корысти и бессердечия», – пишет в своей книге «Вавилон легендарный и Вавилон исторический» ассириолог, специалист по Нововавилонскому царству Виталий Белявский.

Касситы старались возродить страну из пепла: возвращали захваченные статуи богов, перенимали культуру и обычаи. Но Вавилонию это не спасло. Она была зависима сначала от Египта, потом – от Митанни и Хеттского царства. А уже в XIII столетии до н.э. очередной удар нанесла окрепшая Ассирия. На этом закончила свой век и касситская династия.
его жителей была гигантской по тем временам – около 200 тыс. человек.

Навуходоносор II, www.ru.wikipedia.org

«Вавилонское завоевание Иерусалима», Уильям Хоул. www.edition.cnn.com
После смерти Навуходоносора страна вновь погрязла в междоусобных войнах, а в 639 году до н.э. к ее границам приблизился новый сверхмогущественный противник –
персы. Через полтора столетия они полностью поглотили Вавилонию, но и их могущество было недолгим. В 331 году до н.э. на эти земли торжественно вступил Александр Македонский и провозгласил себя «царем Вавилона и четырех сторон света». После окончательного завоевания персов он хотел сделать Вавилон столицей своей империи, для чего возле города приказал соорудить верфь и гавань для стоянки тысяч кораблей. Новому возвышению «врат богов» помешала внезапная смерть Александра Великого в 323 году. После этого город уже никогда не знал былой славы, а в начале новой эры превратился в деревню. В XII веке «река времен» окончательно потопила его в «пропасти забвения»: от прошлого величия остались одни руины.
Общество
Ольга Фадеева