я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Не убивай в себе лошадь!

Хрестоматийный образ животного, убитого каплей никотина, никогда не вызывал у меня нужного эффекта. Хотя бы потому, что я никогда не видел курящего коня (тем более, в специальной курительной кабине). А вы?
Не убивай в себе лошадь!
Борьба с курением – наглядный пример агрессивного манипулирования сознанием. Нет, я вовсе не хочу утверждать, что сигареты безвредны. Дело в другом – насколько, оказывается, легко взрастить в массовом сознании любые стереотипы! И не будем себе льстить: в массовом – значит и в нашем с вами (образцом исключительно индивидуального мышления может стать Григорий Перельман, человек, насколько я знаю, курящий).
Так получилось, что табак стал заложником чрезмерно развитого потребительского общества. Век лихого ковбоя Marlboro, способного обуздать мустанга, выиграть мировую войну и высадиться на Луне, оказался недолог: сегодня его место заняло изнеженное существо неопределенной сексуальной ориентации, для которого главное занятие в жизни – потреблять. Курение же может укоротить активную потребительскую фазу и оставить без сбыта горы гамбургеров, гаджетов, машин и т.п. Следовательно, табак должен быть объявлен «персоной нон грата» (неясно только, почему таким изгоем не стал алкоголь, вещь не менее вредная?).
3830d699357309b005b9f52a169d77f3.jpgВек ковбоя Мальборо оказался недолог
Война с никотином стала напоминать моральный геноцид. Будь на то их воля, ревностные антиникотинисты сослали бы курящих в резервации! Впрочем, и противная сторона ничуть не лучше – вспомните хотя бы многолюдные привокзальные туалеты-«курилки» из недалекого прошлого. Вот уж где можно повесить топор в буквальном смысле! Очень может быть, что посещение такого заведения и породило однажды мысль о «террариуме» – герметичной кабине, в которой курильщики могут предаваться пороку не возбуждая чьего-либо недовольства. Чтобы кабина не походила на классический «газенваген», ее следовало оснастить системой вентиляции и очистки. Ибо курильщикам тоже нужен воздух.
Табачный дым – сложная и агрессивная субстанция. Больше всего в дыме смолы, никотина и окиси углерода – они считаются самыми вредными агентами. Но никотин (С10Н14N2) – «первый среди равных». Он относится к алкалоидам и несет основную вину за табакозависимость, ежегодно уносящую больше трех миллионов жизней (за минуту в мире умирает шесть курильщиков). Его содержание может меняться у различных марок сигарет в диапазоне от 0,1 до 2,0 мг в одной сигарете (в среднем примерно 0,9 мг).

Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля, который по мере охлаждения конденсируется и образует смолу, оседающую в легких и отвечающую за онкологические и пульмонологические проблемы заядлых курильщиков. Количество смолы в одной сигарете варьирует от 1,0 до 25 мг (в среднем 12 мг). Фильтры снижают содержание смол, но отнюдь не обеспечивают безвредность дыма. Кстати, фактическое количество никотина и смолы, получаемое курильщиком, зависит от манеры курить. При частых и глубоких затяжках дорогой «лайт» с угольным фильтром превращается в убийственную «беломорину».

Самый эффективный фильтр-очиститель – полный запрет на курение. Нет человека (курильщика) – нет проблемы! Подход, конечно, действенный, но слишком уж авторитарный. Поэтому давайте рассмотрим решения, отвечающие вечным общечеловеческим ценностям вроде демократии и права личности травить себя никотином.
Не следует думать, что в XXI веке самая совершенная система вентиляции и очистки
способна превратить «курилку» в филиал горноклиматического курорта. Речь о том, чтобы быстро и по возможности дешево довести прокуренный воздух до приемлемых санитарных норм. В разных странах они свои – в Финляндии, например, предельной считается концентрация 0,5 миллиграмма никотина на кубометр воздуха. Такую цифру специалисты приняли, проанализировав статистику онкологических заболеваний и считая, что это значение гарантирует заболевание при условии, что человек подвержен воздействию табачного дыма 40 часов в неделю на протяжении 40 лет.
В 1988 году гуру науки о микроклимате профессор Технического университета Дании Поуль Оле Фангер предложил новые единицы измерения: олф (для количественной оценки интенсивности источника загрязнения воздуха) и деципол (для количественной оценки его ощущаемого качества). Один олф – это норма
загрязнения воздуха одним среднестатистическим человеком (углекислый газ, испарения с поверхности тела и т.п., то есть так называемые биопоступления). Один деципол – загрязнение, вызываемое тем же среднестатистическим человеком (1 олф) при норме подачи 10 литров в секунду незагрязненного воздуха (1 деципол = 0,1 олф). Таким образом, некурящий здоровый человек в состоянии средней активности выделяет по определению 1 олф. А вот заядлый курильщик, высмаливающий за день
по две пачки, может портить воздух аж за 25 человек! К счастью, таких мало, и в
среднем для курящего человека загрязнение определено равным 6 олф.
Как же выглядит современная инкарнация «курилки»? Она совсем не похожа на засыпанный пеплом закуток на «черной» лестнице с банкой из-под растворимого кофе, плотно набитой окурками. Курительная сегодня – это гибрид беседки и душевой кабины, в которой сотрудники и посетители задают работу вентиляторам и очистителям по ликвидации многочисленных олфов. Чаще всего курительная кабина – простая конструкция по типу террариума (закаленное стекло и алюминиевая рама), закрытая сверху технологическим фильтрующим колпаком. Когда человек входит в кабину, датчик движения посылает сигнал блоку управления, и тот включает мощный
вентилятор. В кабине образуется сильный восходящий поток, уносящий табачный дым к потолку. Этот же поток играет роль воздушной завесы, создавая внутри область пониженного (по закону Бернулли) давления и не давая дыму уходить через боковые входные проемы.
2e39fccffac62bdbd71398839ae073ae.jpg
В 1 куб. см табачного дыма содержится до 600 тыс. частиц копоти. Человек, ежедневно выкуривающий пачку сигарет, за 20 лет «откладывает» в легких почти 6 кг сажи, содержащей бенз(а)пирен, бензантрацен, а также радиоактивный элемент полоний-210.Ежегодно выкуривая более 12 млрд папирос и сигарет, курильщики выбрасывают в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, около 400 тыс. тонн аммиака, 108 тыс. тонн никотина, 600 тыс. тонн дегтя и более 550 тыс. тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма, оставляя горы «бычков» общей массой более 2,5 млн тонн.
Результат налицо – точнее, весь процесс как на ладони, и любимое в глубине души руководство всегда знает, кто и сколько курит в течение рабочего дня. Дооборудовав кабину микрофоном, оно также будет в курсе всех «планктонных» течений и сможет принять превентивные меры (пожалуй, немало заговоров и переворотов обязано своим появлением именно перекурам).
Сама по себе кабинка особого интереса не представляет. Гораздо интереснее узнать, как происходит очистка загрязненного дымом воздуха без подсоединения к домовой вентиляционной системе. В рекламе часто указывается на стопроцентную эффективность систем очистки со звучными названиями типа AirFresh или PureAir. На самом деле эти сто процентов – банальный маркетинг, хотя уровень очистки у таких систем действительно весьма высок.
ce0d4f7ab36e8574668f1601412e3213.jpg
Очистители воздуха – это «противогазы наоборот», в которых могут применяться фильтры пяти основных видов: механические (грубой очистки), адсорбционные (угольные), электростатические, типа HEPA и фотокаталитические.
391086516dcf1218a4760c6a13f51dc6.jpg
Первые два помогают избавляться только от самых крупных пылевых частиц и, отчасти, от паров некоторых соединений. А вот электростатические фильтры позволяют удалять из воздуха частицы размером до 0,01 микрона. Воздух прогоняется через ионизационную камеру, в которой некоторые частицы загрязнения (не все, иначе зачем были бы нужны другие уровни?) приобретают положительный заряд и оседают на отрицательно заряженных пластинах. Такие фильтры обладают практически бесконечным ресурсом – достаточно промыть пластины мыльной водой.
Фильтры типа HEPA (High Efficiency Particulate Arrestance – высокоэффективная задержка частиц) пришли из космической, электронной и медицинской отраслей, в которых требуется исключительная чистота воздуха. НЕРА-фильтры изготавливаются из специального пористого стекловолокна. Разветвленная сеть микропор задерживает частицы размером до 0,3 микрона, а фильтры True HEPA и ULPA (Ultra Low Penetrating Air), являющиеся развитием технологии HEPA, и до 0,1 микрона. Недостатком этих фильтров остается высокая стоимость и ограниченный ресурс: через 1–3 года (в зависимости от модели и «пропускной способности» кабины) забитый фильтр придется выбросить.

Но, пожалуй, самый «крутой» очиститель – фотокаталитический, позволяющий уничтожать частицы размером до 0,001 микрона (сопоставимо с размерами вирусов и больших молекул). На сегодняшний день это принципиально достижимый минимум. Эффективность очистки стабильна и не зависит от выработки фильтра.
Принцип фотокатализа – хорошо знакомый нам по школьной ботанике фотосинтез, только осуществляемый не с помощью хлорофилла, как в растениях, а с применением полупроводников (чаще всего диоксида титана). Попробуем разобраться, как работает такой очиститель. ТiO2 – соединение, в котором энергия выхода электронов из кристаллической решетки сравнительно невелика (поэтому такие вещества и называются полупроводниками) – всего 3,2 электронвольта. Ее может доставить квант света с длиной волны не более 390 нанометров, то есть «мягкий» ультрафиолет, широко применяемый, например, в соляриях.

Поглощение кванта света порождает, как нетрудно догадаться, свободный электрон и «дырку» (в терминологии физиков – электронную вакансию). Электроны и «дырки» весьма активны, постоянно рекомбинируя, мигрируя на поверхность и создавая на ней чрезвычайно реакционноспособные ионы титана и кислорода. А те, в свою очередь, способствуют появлению мощных окислителей типа О~ и ОН-радикалов.
Вы что-то слышали о радикалах? Нет, здесь имеются в виду не политики. Речь идет о новых виновниках болезней и старения – вездесущих зловредных молекулах, окисляющих (минерализующих) до СО2 и Н2О подавляющее большинство органических соединений, в том числе и содержимое наших клеток. И если для отдельной клетки процесс заканчивается гибелью, то при очистке воздуха это самый эффективный способ добиться нужного результата. На дальнейших стадиях реакций, взаимодействуя с водой, эти же радикалы образуют молекулы перекиси водорода, антисептическое действие которой всем хорошо известно. Этим достигается молекулярный уровень защиты от возникновения плесени.
Нанеся слой диоксида титана на твердый носитель (например, пористое стекловолокно, раскатанное в лист), мы получим фотокаталитический очиститель воздуха. Останется только разместить его на пути воздушного потока и облучить ультрафиолетовой лампой.
Огромное преимущество фотокаталитических очистителей заключается в неограниченном ресурсе и широчайшем спектре действия, позволяющем избавляться от любых мелкодисперсных и молекулярных загрязнителей. Кроме того, не забудем и о микробактерицидной и стерилизующей активности.
Вот такие мудреные и продвинутые технологии призваны бороться с банальным табачным дымом, когда одних угрожающих надписей на сигаретной пачке недостаточно. И все же никакой, даже самый сложный и дорогой, фильтр не сможет вернуть человеку легкие, чистые от никотиновой смолы и сажи. Так не проще ли поменять сомнительное удовольствие от курения на радость дышать во всю грудь чистым воздухом свободы? В конце концов, ваша лошадь тоже хочет жить…


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK