я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Телец, Овен и Дуль-Куг

Древние создатели астрологии не сильно заморачивались над точностью измерений. Делить видимый путь Солнца на 12 равных частей – месяцев – удобно, но неправильно. Ведь на самом деле эти 12 кусков вовсе не равны. Звезды разбросаны по небу хаотично, поэтому Солнце находится в созвездии Девы 45 дней, а в созвездии Скорпиона – всего семь. Несмотря на это, астрология продолжает пользоваться данными многовековой давности. Откуда же она вообще появилась?
Как и откуда появился календарь

Говорят, по звездам можно определить не только судьбу человека, но и его воинское звание. Современники подшучивают над астрологией, древние же видели в ней суть мироздания. А началось все с календаря. Точнее, его прообраза. Система наблюдений и простейших расчетов движения Солнца и Луны, по мнению некоторых исследователей, появилась во времена мустьерской культуры (100–40 тыс. лет назад). Людям было жизненно необходимо понимать, когда какие-нибудь бизоны пойдут на зимовку. Но создавать ради охоты полноценный календарь – это уж слишком. Не слишком стало, когда люди занялись земледелием, – порядка 10 тыс. лет назад, в неолите. Даже в наше время некоторые садоводы сверяют свои посадки с лунным календарем, что уж говорить про древних. Календарь стал основой жизни, он имел значение Книги книг. Отныне смысл его сакрален, он – обиталище богов и душ умерших, а пути возникновения на его основе будущих знаков зодиака запутаны, как квантовые состояния. Но обо всем по порядку.

Один из первых известных календарей был создан около 5 тыс. лет назад в Египте и представлял собой «календарный круг», где начало года было связано с появлением звезды Сириус, а месяцы – со степенью разлива Нила. Но едва ли для кого-то календарь был важнее, чем для шумерского народа. За несколько веков эта цивилизация совершила настоящий переворот: изобрела письменность, заложила основы школьного образования и усовершенствовала пресловутый календарь. Причинами столь бурного развития, как водится, были внешние трудности.


Ведь что увидели шумеры, попав на территорию южного Двуречья (современный Ирак)? Заболоченные низины с кишащими в них змеями, тучи мошкары, бесконечные равнины c комьями глины и тростником, чудовищную жару и никаких полезных ископаемых. А еще разливы великих рек Тигр и Евфрат, уносящие каждый год тысячи жизней и разрушающие поселения. Неудивительно, что жители Двуречья видели в природных явлениях основу миропорядка – не имея науки и учебников, они не понимали их причин. Люди жили в постоянной оглядке на природу, поэтому система месяцесловов была очень развита. У каждого поселения он был свой.

В том числе и у небольшого шумерского города Ниппура. В том же III тысячелетии до н. э. здесь появился очередной календарь (первые упоминания о нем датируются XXIV–XXIII веками). Именно он стал основой единого шумерского месяцеслова, а позже – календарей Вавилона и Древней Греции.


Почему из всего многообразия шумерских календарей современники выбрали Ниппурский? Потому что этот древний город воспринимался шумерами как первогород человечества, священный центр. Шумеры верили, что Ниппур создан верховным богом – покровителем воздуха Энлилем, имя которого в переводе с местного языка звучит поэтично – «господин Дуновение». Он-то в начале времен и отделил небо от земной тверди, завязав пространство между ними в узел – «пуп Земли». Этим пупом и был Ниппур, тем более что находился он в центре Месопотамии. Все, что шло отсюда, – шло от самих богов: мир, время и календарь – шумерская «библия». Ниппур был культовым центром, а Ниппурский месяцеслов стал не столько бытовым, сколько сакральным, отсчитывающим священное время, то есть в понимании древних – реальное. Хотя по факту это был типичный лунно-солнечный календарь, разделенный на 360 дней. А еще на два полугодия с незамысловатыми названиями – Жара и Холод.

Календарь делил год на 12 месяцев, каждый из которых характеризовался теми силами природы (читай – божествами), которые вступали в права в этот период. На основе того, какое божество в каком месяце «у руля», шумеры делали предсказания. То была еще не астрология, но ее прообраз. Сначала предсказания касались исключительно царей, позже – и простых смертных.

Астрология предзнаменований (когда жрецы делали прогнозы на основе того, что происходило ранее при похожих событиях и явлениях) позже будет вытеснена гороскопической астрологией, основанной на взаимном расположении планет в определенный промежуток времени по знакам зодиака. Самый древний дошедший до нас гороскоп – клинописное предсказание из храмовых вавилонских архивов, содержащее данные на 29 апреля 410 года до н. э.

Первый месяц года – бараг-заг-гар-ра (в дословном переводе с шумерского «обновление престолов в святилищах») начинался в день весеннего равноденствия в марте и заканчивался во второй половине апреля. Это и вправду месяц обновления – природа оживает после зимы, в это время на территории нынешнего Ирака (в прошлом – Месопотамии) начинается половодье. Новый год ознаменовывался у шумеров победой над хаосом, созданием новой тверди, а значит, и выбором нового правителя. Поэтому предсказания на этот месяц связаны с обновлением. Если открыть астрологический прогноз на март-апрель, такую тенденцию зачастую можно увидеть и сегодня.

Символом этого месяца в Ниппуре была «бара» – священная опора, ось мира. Как она позже превратилась в зодиакальный знак Овна, не берутся достоверно судить даже опытные шумерологи. Хотя в знаменитом шумерском клинописном трактате MUL.APIN, датируемом VIII веком до н. э., есть упоминание о некоем овечьем пастухе Думузи, который изображен с головой барана. И ведь правда – именно в первом месяце шумерского года в жертву приносили белых ягнят и выбирали нового царя (легко провести аналогию и с месяцем нисаном у заимствовавших шумерский календарь евреев, которые принесли в это время другую жертву – Христа). Но в целом пути ниппурских символов неисповедимы, хотя прообразы некоторых будущих знаков зодиака проследить можно.

Известный востоковед и исследователь протошумерской письменности Айзик Вайман даже считал, что кое-какие знаки зодиака можно отыскать еще раньше, на протошумерских глиняных табличках конца IV тысячелетия до н. э., то есть как раз во времена создания «господином Дуновение» священного Ниппура. На одной из них, к примеру, изображен бык, а над ним три знака звезды. По краям печати – пиктограммы, обозначающие «небо», «восход», «заход» и «праздник». В своей книге «Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака» востоковед-шумеролог Владимир Емельянов так читает эту надпись: «Праздник восхождения Венеры (и) захождения (Венеры в) созвездие Быка».


Речь о «небесном быке» (знак Тельца) ведется и в самом Ниппурском календаре. Имя второго месяца шумерского года – гуд-си-са, соответствующего современному апрелю-маю, так и переводится: «направление волов на плужную вспашку». И, между прочим, прямо отражает реальность – в апреле и мае шумеры выводили волов на пастбища. Именно на это время приходится праздник выгона скота и у других народов, в том числе у славян. Вообще многие календарные обычаи у шумеров перекликаются с похожими обрядами разных культур, так что можно осторожно предположить заимствование.

А вот май-июнь – сиг-у-шуб-ба-гар – связан в Ниппуре с началом строительных работ. Недаром его название переводится как «помещение кирпича в форму», что является и символом месяца. Впрочем, миф, который связан с сиг-у-шуб-ба-гаром, рассказывает вовсе не о кирпичах, а о двоичности, родстве и о богах-близнецах – Сина, божества света, и Нергала – тьмы. Кирпич и его форма – тоже некая двоичность, символизирующая родство. Поэтому покровителями месяца стали боги-близнецы.

Культ двоичности и родства присутствует и в мифах других народов. А у наших предков он перекочевал в Троицу, которая празднуется на 50-й день после Пасхи. «У славян в июне отмечается Троица: девушки становятся по разные стороны от священного дерева и называют друг друга кумой. Тем временем самому дереву завивают ветви (они должны сплестись)», – пишет Владимир Емельянов.

Еще один символ из Ниппурского календаря, которому суждено стать знаком зодиака, посвящен августу-сентябрю. Название последнего месяца – кин-Инанна, что в переводе означает «месяц обряда богини Инанны». Миф, связанный с этим месяцем, повествует о возвращении Инанны, богини плодородия и обильного урожая, из подземного мира, где отныне будет происходить работа по воспроизводству изобилия в следующем сезоне. Очищенная от грехов фигура этой богини и символизирует август-сентябрь. У древних греков в это время проходил праздник другой богини – Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Римляне в начале сентября праздновали день священного омовения той же богини плодородия Дианы, славяне устраивали языческий праздник урожая Дожинки с почитанием Матери Сырой Земли (мифологического персонажа славян), а затем – Успения Богородицы и «бабье лето». Владимир Емельянов: «Всюду видим поклонение рождающейся Деве, а кое-где с поклонением Деве связан обряд очищения от некоей порчи». Позже зодиакальный знак Девы стали изображать с колосом в руках – символом богатого урожая.

Следующий месяц Дуль-Куг в переводе означает «месяц Священного Холма» («первохолма творения», первой насыпи земли «на водной бездне») и соотносится с сентябрем-октябрем. Это еще один шумерский новогодний месяц, с которого начинается вторая половина года – Холод. Месяц знаменует возвращение к началу мирового порядка, природа готовится к зиме и новым посевам. Празднуется осеннее равноденствие, а в шумерской мифологии восстанавливается равновесие между живыми и мертвыми. Может, поэтому символом Дуль-Куга позже станет зодиакальный знак весов? В Ниппурском календаре о них ничего не сказано. Впервые упоминания о весах, как и полный список современных знаков зодиака, появляются лишь в текстах Персидского и Селеквидского периодов (Персия, как известно, захватила Нововавилонское царство, наследовавшее традиции шумеров) – в конце VI–IV веков до н. э.

Между тем, упоминание о скорпионе, «человеке со стрелой» и «рыбокозленке» в связи со следующими тремя месяцами можно встретить в касситский период, когда уже подчинившее шумеров Нововавилонское царство переживает не лучшие времена и частично оказывается под влиянием касситов, местных горных племен, в XVIII–XVI веках до н. э. Откуда взялись эти символы – вопрос. Ученые проводят сложные аналогии с игрой шумерских и аккадских слов и ассоциации со смешением разных местных эпосов. Но однозначного ответа все равно нет.

Как нет его и о знаках Водолея и Рака. Хотя первый, возможно, связан с иракским «сезоном дождей» в январе-феврале. А второй, по мнению Владимира Емельянова, – с представлением о том, что в июне-июле Солнце после летнего стояния, совсем как рак, пятится назад, то есть в подземный мир. Туда же, в землю, в это время бросают и зерно – засеивают поля.

Любопытно, что события шумерского эпоса о Гильгамеше тоже могут отражать календарный год и связанные с ним мифы. Июль-август, к примеру, может иметь параллели со знаком льва, потому что одно из новоассирийских изображений рисует царя Гильгамеша, героя мифа этого месяца, с маленьким львом. Кроме того, конец лета по Ниппурскому календарю ассоциируется с огнем, а львиная грива у многих народов символизирует как раз эту стихию.

А вот символ рыб и связанная с январем-февралем жатва в Месопотамии понятны. «Семантика жатвы и рыбьих хвостов (либо самих рыб) указывает на конец нового цикла и готовность к переходу в следующий. Все поглощается водой и растворяется в ней. С другой стороны, все сжинается с полей, а бесплодная земля, не хранящая ничего внутри, – пустая после жатвы, остается такой же пустой и нагой снаружи. Абсолютная пустота», – пишет Емельянов.

Но как появилась связь знаков зодиака с созвездиями? Частично уже во времена шумеров. А окончательно это сделали жившие в этих же землях евреи, которые переняли шумерский календарь у вавилонян (последние захватили господство в Месопотамии в VII–VI веках до н. э.). Они заметили, что в том или ином месяце на востоке у самого горизонта в начале каждой ночи появляется то или иное созвездие, в то время как созвездие на противоположной стороне неба исчезает. Так ниппурские и более поздние знаки зодиака оказались связаны со звездами – появился годичный зодиакальный круг. Небо стало определять и предсказывать людские судьбы. Основой этих предсказаний нередко были древние календарные мифы и обряды, возникшие еще в шумерские времена.


NASA поменяла знаки зодиака. Кто вы теперь? Фото: www.spaceplace.nasa.gov

Люди в древности и в Средние века вообще жили как на вулкане: то ли грош найдешь, то ли чума наступит. Народ нуждался в точных прогнозах, так что астрологи работали не покладая рук. И, сами того не ведая, развивали науку. Прежде всего, астрономию и геометрию. С первой понятно: чтобы определить, что происходит на небе, за ним надо наблюдать, а значит, создавать все более совершенные оптические приборы. Из-за того же, что небесную сферу поделили на 360 градусов (что примерно равно числу дней в году), школьники знают, что круг делится точно так же. А еще астрология повлияла на медицину. Благодаря древнегреческим философским трактатам мир узнал, что работа наших органов зависит от положения небесных тел. Наблюдая за последними, люди выявляли настоящие болезни и их реальные причины.

Конечно, со времен Шумера и Вавилона астрология претерпела множество метаморфоз – появились новые традиции, школы и разделы: натальная (астрология рождения), синастрическая (предсказывает характер взаимоотношений), медицинская (посвящена болезням), хорарная (занимается поиском ответа на заданный вопрос), элективная (ищет благоприятный момент для начала какого-нибудь дела), мунданная (предсказывает развитие и взаимодействие государств и наций), астрометеорологическая (занимается прогнозом погоды) и другие.


Найди Змееносца. Иллюстрация: Ignace Gaston, David Rumsey Map Collection Pardies

Новые данные появились и о созвездиях. Как только наука создала более точные оптические приборы, сразу выяснилось, что созвездий не 12, а 13. Древние, отдавшие каждому из созвездий 30 градусов, совсем забыли про Змееносца (а может, выкинули его для удобства), что находится между Стрельцом и Козерогом. Так что люди, родившиеся с 30 ноября по 17 декабря, когда Солнце проходит через эти созвездия, могут смело считать себя змееносцами.

Но это еще не все. Земная ось, как известно, постепенно меняет свое направление (это называется прецессия) под воздействием притяжения Луны и Солнца. Поэтому ситуация с созвездиями сегодня уже не та, что несколько тысяч лет назад, когда на небо смотрели шумеры и вавилоняне. Созвездия попросту «съехали» со своего зодиакального пояса. Поэтому те, кто родился под знаком Скорпиона, вполне могут оказаться Весами.

Фото: pixabay

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK