Зубы могут «записывать» определенные жизненные события

Как оказалось, о зубах известно еще далеко не все. Например, недавно ученые узнали, что зубы служат молчаливыми летописцами. Они фиксируют основные жизненные события, которые сохраняются в виде полос внутри микроструктуры зубной ткани, похожих на «кольца деревьев».
Зубы могут «записывать» определенные жизненные события

В новом исследовании ученые изучили 47 зубов, принадлежавших 15 умершим людям в возрасте от 25 до 69 лет. Также в эксперименте были использованы записи об историй жизни этих людей, включая данные об их образе жизни и болезнях.

Как и другие минерализованные ткани, такие как кость, эмаль и дентин, цемент — кальцинированное вещество, покрывающее корень каждого зуба — имеет тонкие линии роста. Они могут быть связаны с физиологическими стрессорами, которые влияют на формирование ткани.

В отличие от эмали и дентина, цемент растет на протяжении всей жизни человека, а не только в молодости. В случае многих видов млекопитающих наблюдения за изменениями цемента помогли ученым определить признаки таких вещей, как беременность и лактация, которые были причиной появления более узких слоев роста.

«Зуб не является статичной частью скелета, —сказал автор исследования. — Он постоянно изменяется и реагирует на физиологические процессы организма».

Ученые решили проверить, будут ли эти же изменения в зубах человека связаны с основными жизненными событиями, оставляя следы после таких явлений, как роды и менопауза.

Используя микроскоп, ученые обнаружили, что цементные линии, связанные с репродуктивными событиями и менопаузой, были найдены в зубах всех женщин, которые прошли эти события. Но это не все, что они обнаружили.

Когда ученые сравнили истории жизни (предоставленные ближайшими родственниками) с линиями на цементе, они обнаружили, что другие виды событий тоже оставляют следы. Среди них: хронические болезни, тюремное заключение и даже переезд из сельской местности в город.

«Это говорит нам о „чувствительности“ цемента как регистрирующей структуры: записываются не эпизодические события, а длительные и системные», — сказал автор исследования.

Фото: die-phalanx/iStock