Жизнь на МКС изменила мозг космонавтов

При этом большая часть произошедших с ним изменений сошла на нет после возвращения на Землю.
Жизнь на МКС изменила мозг космонавтов
Группа учёных из России и других стран Европы изучила, как длительное пребывание на Международной космической станции (МКС) повлияло на мозг космонавтов. Результаты проведённой работы исследователи опубликовали в научном журнале Science Advances.
В эксперименте приняли участие девять членов экипажа МКС, прошедшие медицинское обследование как до полёта, так и после возвращения на Землю. В качестве инструментов для определения состояния их здоровья выступили обычные магнитно-резонансные томографы, а также их диффузная разновидность. Последняя отличалась тем, что с её помощью можно напрямую замерять то, как изменилась структура мозга в каждом трехмерном «пикселе» получаемой им картинки.
Как показали наблюдения, проживание в космическом пространстве повлекло за собой небольшие временные изменения в количестве белого и серого вещества в передней и задней части мозга у представителей экипажа станции. При этом практически все признаки сдвигов исчезли через семь месяцев после возвращения космонавтов на Землю.
«Мы впервые проследили за тем, как к жизни в космосе приспосабливаются центры движения и другие регионы мозга. Оказалось, что они наращивают объем белого вещества и меняют характер связей между нервными клетками. Вдобавок мы нашли новые свидетельства того, что изменения в форме и структуре мозга связаны с тем, как спинномозговая жидкость ведет себя в условиях невесомости», – пишут учёные.
Помимо количественных показателей учёные также обнаружили ещё одну возможную причину частого ухудшения зрения у космонавтов. По данным исследователей, это явление оказалось связано с увеличением объемов желудочков мозга – особых полостей, где скапливается спинномозговая жидкость.
Напомним, что предыдущие исследования уже не раз указывали на изменения, которые происходят в организме космонавтов за время полёта. Так, ещё в 2019 году учёные выяснили, что долгое пребывание в космосе необратимо ослабляет мускулы спины и приводит к округлению сердца. В этом году американские исследователи также указали на то, что космические путешествия изменяют объём мозга и деформируют гипофиз космонавтов.
Фото: Роскосмос