Запутанная история эволюции крабов

Эволюция жизни на Земле породила большое количество странных существ, однако именно крабы особо интересуют ученых. Исследователи пришли к выводу, что признаки, определяющие краба изменялись и эволюционировали около пяти раз за последние 250 миллионов лет. Сама крабовидность утрачивалась около семи раз.
Запутанная история эволюции крабов

Повторная эволюция крабоподобных тел происходила часто и получила собственное название – карцинизация. Особенности строения тела крабов также были утрачены по мере появления почти безногих пуэрториканских песчаных крабов (Emerita portoricensis) и различных вислобрюхих крабов-отшельников, однако потом красные королевские крабы вновь обрели крабовидные черты.

Сейчас существуют тысячи видов крабов, обитающих в разной среде и имеющих размеры от миллиметров (гороховый краб – Pinnothera faba) до четырех метров (японский краб-паук –Macrocheira kaempferi). Богатое видовое разнообразие и наличие большого количества ископаемых крабов делают этих существ идеальным объектом для изучения тенденций биоразнообразия.

Ученые отмечают, что существуют не только настоящие, но и ложные крабы, например, панцирные крабы-отшельники со спиралевидным брюшком или покрытые шипами королевские крабы. У настоящих крабов четыре пары длинных ног, а у ложных крабов их всего три, и еще одна пара мелкого размера находится сзади. В анализе, проведенном эволюционным биологом Джоанной Вулф из Гарвардского университета, заявлено, что настоящие и ложные крабы развивали широкий и твердых верхний панцирь независимо друг от друга и общего предка, который не имел этой особенности.

Чтобы понять загадочные эволюционные связи и столь частые изменения в эволюции крабов, исследователи собрали данные о морфологии, поведении и естественной истории крабов, полученные от ныне живущих видов и ископаемых, и определили пробелы в генетических данных.
«Изучение эволюции крабов дает макроэволюционную шкалу времени в 250 миллионов лет, для которой, при наличии достаточного количества филогенетических и геномных данных, мы могли бы предсказать морфологию, которая получится в результате», – считают исследователи.
Исследование делает первый шаг к попыткам разобраться с многочисленными случаями возникновения и утраты крабовидных форм тела и определить время возникновения новых видов. Работа была опубликована в журнале BioEssays.

Фото: pixabay