Замедление нейронов продлило жизнь мышам и червям

Старение, конечно, влияет на мозг. Но и мозг, по-видимому, влияет на старение. Ученые обнаружили, что у червей, мышей и людей высокий уровень нейронной активности связан с более короткой продолжительностью жизни.
Замедление нейронов продлило жизнь мышам и червям

Предыдущие исследования намекали на то, что чрезмерная активность нейронов является одним из факторов деменции. Теперь ученые доказали, что снижение активности нейронов может продлевать жизнь. Впервые они пришли к выводу, что активность нейронов может иметь отношение к продолжительности жизни, во время изучения человеческих мозгов, пожертвованных для исследований.

В лобной коре людей, доживших до 85 лет и старше, ген REST был более активным, чем в лобной коре тех, кто умер в возрасте 60–70 лет. REST участвует в возбуждении нейронов и обычно активен во время развития мозга плода. Процесс со временем прекращается, а с возрастом снова включается. И REST, успокаивающий нейронную активность, был включен у людей, проживших дольше.

Открытие было настолько удивительным, что, естественно, было воспринято скептически. Ученым потребовалось два года, прежде чем они смогли опубликовать результаты множества исследований. В течение этих двух лет они собирали доказательства, изучая червей и мышей.

«Если вы скажете, что у вас на заднем дворе кошка, люди вам поверят», – говорит генетик Брюс Янкнер из Гарвардской медицинской школы и руководитель исследования, – а если вы скажите, что у вас есть зебра, они потребуют доказательств».

Чтобы выяснить, влияет ли нейронная активность на продолжительность жизни, ученые остановили ее у червя C. elegans, в том числе путем повышения активности нейрон-успокаивающего гена REST. Когда их нейроны успокаивались, черви жили на треть дольше – четыре недели, а не, как обычно, три. Ученые провели аналогичные эксперименты на мышах и наблюдали то же самое.

Как именно более спокойные нейроны увеличивают продолжительность жизни, пока неясно. Возможно, причина в том, что снижение активности нейронов активирует гены, защищающие мозг от стресса. Эту гипотезу поддерживает тот факт, что те же самые гены активируются при ограничении калорий, что так же увеличивает продолжительность жизни у червей и мышей.

Фото: pixabay.com