Вулканические «рассолы» станут новым источником полезных металлов

Вулканические «рассолы» станут новым источником полезных металлов
Учёные из Оксфордского университета выяснили, что новым и менее вредным для экологии источником меди, золота и лития могут стать горячие «рассолы» под вулканами. Добывать оттуда металлы предлагается с использованием геотермальной энергии, которая производится в качестве побочного продукта.
Исследование опубликовал научный журнал Open Science. Многие возобновляемые источники энергии, такие как солнечные батареи и ветряные турбины, требуют для своего производства золото, медь и литий. Добыча последних приводит к образованию пустой породы и выбросам углекислого газа в атмосферу.
По оценке учёных, многие из используемых сегодня месторождений металлов являются местами, где ранее происходила вулканическая активность. В новой работе специалисты предложили добывать полезные металлы из источников, которые пока находятся в жидкой форме в так называемых вулканических рассолах.
«Действующие вулканы по всему миру выбрасывают в атмосферу огромное количество ценных металлов», – рассказал один из авторов исследования Джон Бланди. «Часть этого запаса металла не достигает поверхности, но попадает в ловушку в виде жидкостей в горячих породах на глубине около двух километров».
Исследование показало, что вулканические подземные рассолы потенциально могут содержать в себе миллионы тонн меди, а также полезные количества золота, цинка, серебра и лития. Процесс извлечения металлов, при этом, должен оказаться дешевле и проще, чем переработка твёрдой руды, и безопаснее для природы.
В ходе работы учёные взяли буровые керны в Японии, Италии, Монтсеррате, Индонезии и Мексике. Проведя анализ, исследователи пришли к выводу, что богатые металлами рассолы существуют почти под каждым активным и бездействующим вулканом на нашей планете. Впрочем, их добыче мешает несколько проблем.
По оценке специалистов, вулканические рассолы являются коррозийными и могут достигать температуры до 450 градусов по Цельсию. Чтобы их извлечь, потребуются новые покрытия и инструменты. Первые предприятия по добыче полезных металлов из вулканических рассолов могут появиться в течение 5-15 лет.
Фото: Mitsuo Komoriya / Unspash