В Болгарии обнаружены самые древние останки Homo sapiens в Европе

Теперь хронология таинственного перехода в период начального верхнего палеолита стала более ясной. Этому способствовали открытие и датировка останков H. sapiens и других артефактов, найденных в пещере Бачо Киро в центральной Болгарии.
В Болгарии обнаружены самые древние останки Homo sapiens в Европе

Бачо-Киро — богатое на палеолитические окаменелости место. В XX веке была проведена серия раскопок, где в течение 1970-х годов были найдены фрагментированные человеческие останки, которые впоследствии были утеряны. В 2015 году на этом участке снова начались раскопки, в результате которых был обнаружен слой отложений, содержащий самые древние человеческие кости, когда-либо обнаруженные в Европе.

Большинство из них настолько фрагментированы, что на глаз невозможно определить их предназначение. Из обнаруженных останков достаточно хорошо сохранился только один зуб. С помощью современных технологий для поиска белковых последовательностей в неопознанных фрагментах, исследователи получили пять образцов, относящихся ко времени начального верхнего палеолита.

Используя радиоуглеродное датирование и секвенирование митохондриальной ДНК для определения возраста окаменелостей, исследователи выяснили, что эти люди занимали пещеру примерно с 45 820 до 43 650 лет назад, хотя некоторые из останков могут быть датированы еще 46,940 лет назад. Поэтому можно сказать, что эти кости принадлежат самым старым в Европе верхнепалеолитическим гомининам, обнаруженным до настоящего времени.

В дополнение к человеческим останкам, археологи нашли каменные орудия и артефакты из кости 23 различных видов животных, такие как подвески, сделанные из зубов пещерных медведей.
Фото: Tsenka Tsanova, MPI-EVA Leipzig, CC-BY-SA 2.0