В Антарктике обнаружены свидетельства падения метеорита, не оставившего после себя следов

430 тысяч лет назад астероид размером с футбольное поле обогнул всю Солнечную систему и в итоге столкнулся с Землёй. Местом столкновения стал Южный полюс планеты — холодная и безжизненная Антарктика. Так посчитали астрономы из Университета Кента и их коллеги, обнаружив новые свидетельства этого события.
Главным маркером падения астероида на территории Антарктики времён среднего плейстоцена для учёных стали частицы внеземного происхождения — сферулы конденсации размером 100-300 микрометров — выявленные на вершинах гор на Земле Королевы Мод на востоке Антарктики.
Эти частицы указывают на необычный процесс приземления метеорита в Антарктике и объясняют, почему падение не оставило после себя кратера. Как оказалось, дело в том, что метеорит не достиг поверхности нашей планеты и взорвался в воздухе, выпустив струю испаренного и расплавленного материала. В этом процессе и образовались крошечные сферулы конденсации, найденные учёными.
Частицы были проанализированы с помощью новейших технологий микроскопии и лазерного анализа. В основном сферулы состоят из хондрита, а высокое содержание никеля в их составе указывает на их внеземное происхождение. При этом уникальные изотопные сигнатуры кислорода этих частиц показывают, что они взаимодействовали с ледниковым покровом Антарктики при падении.
Численное моделирование на базе анализа сферул конденсации показало, что, несмотря на отсутствие прямого контакта метеорита с земной поверхностью, ударная сила его взрыва была высокой — выше, чем при падении Тунгусского метеорита.
«Такие взрывы метеоритов в воздухе, если они происходят над Антарктикой, никак не повлияют на человеческую активность. Однако если подобное событие случится над густонаселённым городом, то нам не избежать миллионов жертв и серьёзного ущерба от взрывной волны, простирающейся на сотни километров», — отметил профессор Университета Кента доктор Маттиас фон Гиннекен.
Фото: СС0 Public Domain