В 1110-м году Луна пропала с небосвода. Кажется, ученые смогли выяснить почему

Почти тысячу лет назад в земной атмосфере наблюдалось странное явление: гигантское облако, богатое сернистыми частицами, прошло через стратосферу, затмив небеса на месяцы или даже годы, после чего опустилось на Землю. Узнать об этом помог анализ ледяных кернов, сохранивших следы частиц серы, которые возникли в результате извержения вулкана. Ученые предположили, что причиной тому было извержение исландского вулкана Гекла, иногда называемого «Вратами в ад», в 1104-м году.
В 1110-м году Луна пропала с небосвода. Кажется, ученые смогли выяснить почему

Поскольку обнаруженный в ледяном керне слой сернистых отложений является одним из крупнейших за прошедшее тысячелетие, предположение ученых поначалу звучало правдоподобно. Однако несколько лет назад авторы одного исследования пришли к выводу, что так называемая Хронология ледяного керна Гренландии 2005 (GICC05) ошибается примерно на 7 лет в датировке событий первого тысячелетия н.э. и до 4 лет – при датировке событий следующего тысячелетия. Это открытие означает, что извержение Геклы не могло быть причиной появления сернистого облака.

«Получается, что между 1108-м и 1113-м годами существовал доселе непризнанный вулканический источник сульфатных отложений», – комментирует палеоклиматолог Себастиен Гийе из Женевского университета.

Чтобы выяснить, что же послужило причиной странного явления как в атмосфере Земли, так и на ее поверхности, ученые обратились к исторической документации в поисках средневековых записей о необычайно темных лунных затмениях, которые могли указывать на стратосферные помутнения. По данным NASA, в первые 20 лет 12-го века в Европе можно было наблюдать семь полных лунных затмений, включая то, которое случилось в мае 1110-го года и было необыкновенно темным. Именно это затмение стало предметом споров многих астрономов на следующие столетия, хотя ученые не предполагали, что его причиной могло быть присутствие вулканических аэрозолей в стратосфере.

Если хронология событий верна, то какой вулкан мог быть ответственен за появление сернистого облака, учитывая исключение Геклы из списка подозреваемых? Достоверно ответить на этот вопрос невозможно, но ученые предполагают, что это мог быть японский вулкан Асама – его длительное – в течение нескольких месяцев – извержение в 1108-м году было значительно крупнее того, что произошло в 1783-м году и убило более 1400 человек. Дневниковые записи очевидцев гласят, что «на вершине вулкана наблюдался столб огня, а сад правителя был покрыт толстым слоем пепла, как и все окрестные поля и рисовые плантации». Подтверждают эту версию и данные анализа годичных колец деревьев, которые указывают на то, что 1109-й год в Северном полушарии был необычайно холодным.

Исследователям удалось найти значительное количество свидетельств того, что в 1108-1109-м годах наблюдался неурожай, неблагоприятные метеоусловия и голод. Конечно, эти давние тяготы нельзя считать доказательством отдельно взятого извержения, но ученые все же считают, что вместе они указывают на «забытый» ряд извержений в начале 12-го века, которые и привели к катастрофическим последствиям для человечества. И мы только начинаем находить их следы.

Фото: Aumphotography/Getty Images