Устойчивые к антибиотикам бактерии обезвредят вирусы

Учёные из техасского центра A&M AgriLife разработали метод противодействия бактериям, который снижает их сопротивляемость к антибиотикам. По их мнению, совсем скоро он может стать основой для нового способа лечения инфекций.
Устойчивые к антибиотикам бактерии обезвредят вирусы
Бактериофаги — вирусы, которые атакуют только бактерии. Их довольно много, все они разные и, судя по всему, очень полезные. Именно их можно использовать для борьбы с инфекциями, которые вызывают различные бактерии.

В исследовании, опубликованном в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, сказано, что антибиотикам сопротивляются бактерии, обладающие способностью передавать своим «коллегам» гены сопротивляемости к антибиотикам. Одновременно с этим бактерии становятся и более агрессивными, эффективнее атакуя здоровые клетки. Всё это происходит благодаря пили, особым ворсинкам, которыми покрыта поверхность бактерий. Именно эти ворсинки и отвечают за передачу генов.

Как оказалось, чтобы лишить бактерию этих «суперспособностей», достаточно заразить её вирусом. Что учёные и проделали, «наградив» фагом MS2 кишечную палочку. От этого инфицированная бактерия лишилась возможности передавать другим бактериям что-либо, так как ворсинки фаг повредил в первую очередь, заодно и лишил бактерию возможности их восстанавливать.

Особенность такого способа борьбы с бактериями состоит в том, что вирус не убивает бактерию, а просто делает её неспособной к дальнейшему заражению здоровых клеток, попутно лишая её способности сопротивляться антибиотику. Поэтому бактерии, вызывающие инфекцию, умирают не все сразу, а постепенно. Внутри них находятся токсины, которые после гибели бактерий попадают в организм носителя. Если бактерии будут погибать массово, это не самым лучшим образом скажется на самочувствии человека. Вирус же позволяет сгладить последствия, так как бактерии умирают постепенно.

Фаги, делающие бактерии беспомощными, также способствуют усилению эффекта от антибиотиков. Поэтому использование вирусов-бактериофагов может поспособствовать снижению дозы антибиотиков, назначенных пациенту, что тоже положительным образом сказывается на ходе лечения.