УФ-излучение может быть опаснее, чем принято считать

Проведенные на дрожжах испытания показали, что воздействие ультрафиолета приводит к новому типу повреждения ДНК, которое может спровоцировать развитие смертельной формы рака кожи – злокачественной меланомы.
УФ-излучение может быть опаснее для развития меланомы, чем принято считать

Несмотря на то, что возникновение меланомы и так ассоциируется с УФ-излучением, новое исследование, проведенное командой кафедры молекулярных бионаук Вашингтонского университета, указывает на прямую связь между воздействием ультрафиолета и атипичными мутациями, отвечающими за распространение заболевания. Более того, ученым удалось выяснить, что УФ-излучение вызывает более широкий спектр мутаций, чем считалось ранее.

«Все еще остается открытым вопрос: какое именно количество ультрафиолета вызывает мутации, приводящие к раку?» – комментирует Джон Вырик, один из авторов исследования.
Как и у людей, УФ-излучение повреждает ДНК и провоцирует мутации у пекарских дрожжей, делая их идеальной моделью для изучения опасности этих мутаций. Исследователи облучали клетки 150 колоний дрожжей УФ-лампами в течение месяца – 15 раз с 8-секундными интервалами. При этом они использовали коротковолновый ультрафиолет С – наиболее сильную форму УФ-излучения. Затем с помощью полногеномного секвенирования ученые выявили примерно 50 тысяч мутаций, которые возникли в клетках после облучения.

Оказалось, что примерно половина из них была редкими мутациями, связанными с меланомой. Кроме того, исследователи показали, что даже одно интенсивное облучение ультрафиолетом В, который присутствует в солнечном свете, также может вызывать атипичные мутации. Но настоящим открытием стало то, что УФ может повреждать ДНК даже на А-форме, то есть на азотистом основании аденина, а не только цитозина (С-форма) и тимина (Т-форма), как считалось ранее.