Учёные обнаружили неожиданную связь между быстрым сном и пищевыми привычками

Интригующее новое исследование, проведённое группой швейцарских исследователей, показало, что нейронная активность во время быстрого сна оказывает значительное влияние на пищевое поведение во время бодрствования.
Учёные обнаружили неожиданную связь между быстрым сном и пищевыми привычками
Несмотря на огромный объём серьёзных исследований, быстрый сон уже долгое время остаётся уникальным явлением и загадкой для учёных. В своё время его назвали быстрым из-за резких движений глаз, характерных для всех млекопитающих в этой фазе сна, а позже даже описали как «паранормальный», из-за странного сходства мозговой активности в этой фазе с состоянием бодрости.
Новое исследование, представленное на этой неделе швейцарскими учёными, посвящено связи между быстрым сном и областью мозга, известной как латеральный гипоталамус. Эта крошечная область, существующая у всех млекопитающих, играет фундаментальную роль в потреблении пищи, компульсивном поведении и ряде других физиологических процессов.
Предыдущие исследования выявили высокую активность нейронов в латеральном гипоталамусе во время быстрого сна, но причина появления такого эффекта долгое время оставалась неясной.
Чтобы лучше понять, какую именно функцию выполняет эта вызываемая быстрым сном латеральная активность гипоталамуса, учёные изучили эту нейронную активность в опытах на мышах.
Используя оптогенетику, метод, при котором световые импульсы могут либо активировать, либо подавлять активность определенных нейронов у животных, исследователи смогли полностью блокировать латеральную активность гипоталамуса во время быстрого сна. Это вмешательство привело к тому, что животные стали потреблять меньше пищи в часы бодрствования, и этот эффект сохранялся в течение нескольких дней.
«Мы были удивлены, насколько сильно и настойчиво наше вмешательство влияло на нервную активность в латеральном гипоталамусе и поведение мышей, – сказал первый автор нового исследования Лукас Оеш. – Изменения в структуре активности все еще можно было измерить после четырех дней регулярного сна».

Неясно, какую роль этот недавно обнаруженный механизм на самом деле играет в регулировании ежедневных схем питания организма, но исследователи предполагают, что он может быть связан с механизмом «перезагрузки сна», при котором ежедневные колебания активности латерального гипоталамуса калибруются во время быстрого сна.
Дальнейшие исследования помогут узнать, как нарушения сна влияют на изменение пищевых привычек у людей, и возможно ли скорректировать искажённые пищевые паттерны у людей, работая с этим механизмом быстрого сна.
Фото: diego_cervo / Depositphotos