Ученые выяснили, почему экскременты вомбатов имеют форму квадрата

Международная команда исследователей пришла к выводу, что уникальная физиологическая особенность австралийского сумчатого способствует коммуникации зверей между собой. Экскременты приобретают форму квадрата еще в кишечнике животного, а не в месте выхода, как считалось ранее.
Ученые выяснили, почему экскременты вомбатов имеют форму квадрата

По словам Скотта Карвера, специалиста по диким животным из Университета Тасмании (Австралия) и одного из авторов нового исследования, существовало много гипотез относительно того, почему вомбаты испражняются кубиками. Одни ученые предполагали, что у вомбатов квадратный сфинктер заднего прохода, другие – что экскременты прессуются тазовыми костями, а третьи выдвигали и вовсе странную теорию – что вомбаты придают экскрементам форму квадрата уже после испражнения.

Нынешнее исследование началось 4 года назад, когда Карвер проводил вскрытие вомбата, сбитого автомобилем, и увидел кубики в последней части кишечного тракта животного.

«Это было очень странно – как можно «сделать» кубики внутри мягкой кишки?», – рассказывает Карвер.
Команда исследователей из Австралии изучила эластичные волокна кишечника, а физики из Технологического института штата Джорджия (США) разработали математические модели, имитирующие производство кубиков. Оказалось, что толщина мышц в кишечнике вомбатов значительно различается между двумя более жесткими областями и двумя более подвижными.
«Ритмичные сокращения помогают формировать острые углы кубиков», – комментирует Карвер.
С 2018-го года австралийские исследователи также провели гистологию экскрементов и КТ-сканирование кишечника живых вомбатов, что позволило им прийти к следующему выводу – различия в толщине мышц и усыхание каловых масс в дистальных отделах толстой кишки ведут к формированию характерных форм экскрементов. Для чего это нужно? Одна из теорий гласит, что вомбаты с их крайне острым обонянием «общаются» с сородичами с помощью фекалий, а квадратная форма экскрементов предотвращает их рассеивание по территории.

К слову, сделанное открытие демонстрирует новый способ производства кубов внутри мягких кишечных «тоннелей» и может найти применение в области лабораторной диагностики и здоровья пищеварительного тракта.

Фото: @ScienceMagazine