Ученые выяснили, как вирус гепатита В обосновывается в клетках печени

Исследователи из Принстонского университета определили ряд человеческих белков, которые вирус гепатита В использует для того, чтобы обосноваться в клетках печени. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Microbiology, дают надежду на разработку новых способов терапии этого неизлечимого пока заболевания.
Ученые выяснили, как вирус гепатита В обосновывается в клетках печени

Сегодня более 250 миллионов человек во всем мире заражены вирусом гепатита В. Это заболевание, уносящее до 900 тысяч жизней ежегодно, повышает риск развития рака печени и цирроза печени и пока считается неизлечимым. Пациентам с гепатитом В необходима пожизненная терапия антивирусными препаратами.

Впервые попадая в клетки печени человека, вирус гепатита В прибегает к помощи механизма репарации ДНК своего «хозяина», чтобы заполнить пробелы и исправить другие изъяны в собственном геноме. До сих пор оставалось неясным, какие именно компоненты механизма репарации ДНК вирус использует для починки.

Чтобы выяснить это, Александер Плосс, доцент кафедры молекулярной биологии Принстонского университета, и его коллега Ли Вей воссоздали процесс репарации ДНК в пробирке, протестировав десятки существенных для него факторов. Оказалось, что для успешного завершения репарации ДНК достаточно набора всего из пяти белков, а удаление даже одного из них не дает репарации завершиться. Это означает, что воздействие на любой из белков потенциально может предотвратить инфицирование вирусом гепатита В.

Один из таких важных белков – фермент, известный как ДНК-полимераза дельта – подавляется препаратом афидиколином. Вей и Плосс выяснили, что терапия афидиколином предотвращает репарацию ДНК вируса гепатита В не только в пробирке, но и в пораженных инфекцией клетках печени. Дальнейшие исследования в этой области помогут понять, как именно идентифицированные белки работают вместе для «ремонта» генома вируса.