Ученые выяснили, как разновидность озерной мухи может плавать в воде

Исследователи обнаружили, что не только рыбы способны использовать плавательный пузырь – особый орган, позволяющий рыбе не утонуть под собственной тяжестью. Регулировать свою способность плавать могут также мошки, которые относятся к разновидности озерной мухи.
Ученые выяснили, как разновидность озерной мухи может плавать в воде

Про мошку, которая относится к разновидности озерной мухи (род Chaoborus) известно, что ее личинки сначала вырастают в воде, прежде чем подняться в воздух. Личинки имеют две пары мешочков, наполненных газом, на обоих концах тела. Долгое время ученые не знали, как насекомые управляют этими необычными органами.

Зоолог Филипп Мэтьюз заметил множество личинок мошки, активно плавающих после дождя в больших резервуарах, что нехарактерно для насекомых. Исследователи отмечают, что, в отличие от рыб, кислород не может активно поступать в воздушные мешки мошек, потому что у насекомых отсутствует замкнутая кровеносная система с эритроцитами, переносящими кислород, как у позвоночных. Филипп Мэтьюз задался целью узнать, как мошка достигает нейтральной плавучести.

Изучив личинки мошки в лаборатории под микроскопом с ультрафиолетовым светом, ученый отметил, что воздушные мешочки начали светиться ярко-синим цветом. Это говорит о том, что сами мешочки состоят из белка, обладающего способностью разбухать в щелочной среде, а в более кислой – сжиматься. В рамках дальнейших экспериментов ученый искусственно надувал и сдувал мешочки при воздействии кислой или щелочной среды, нагнетая и выталкивая из них воздух.

Исследователь пытался понять, как мошки могут долгое время плавать в воде и не тонуть, однако было обнаружено, что личинки могут тонуть, подниматься или плавать, просто манипулируя кислотностью стенок своих воздушных мешочков. Это позволяет газу пассивно диффундировать внутрь и наружу, а мошкам иногда перемещаться даже на очень большую глубину. Так, в озере Малави в Восточной Африке один вид этих мошек (Chaoborus edulis) был обнаружен на глубине более 200 метров. Исследование было опубликовано в журнале Current Biology.

Фото: Evan McKenzie