Ученые впервые нашли организм, которому не нужен кислород

У паразита, похожего на медузу, нет митохондриального генома. Это первый многоклеточный организм, которому для жизнедеятельности не нужен кислород.
Ученые впервые нашли организм, которому не нужен кислород

Живые организмы начали усваивать кислород, то есть дышать, более 1,45 миллиарда лет назад. Один большой организм поглотил меньший организм, и такое сосуществование оказалось выгодным для обеих сторон. Эти отношения привели к тому, что два организма эволюционировали вместе. Бактерии, оказавшиеся внутри, стали органеллами, называемыми митохондриями. В каждой клетке тела, кроме эритроцитов, содержится большое количество митохондрий, и они необходимы для процесса дыхания. Они расщепляют кислород с образованием молекулы аденозинтрифосфат, используемой многоклеточными организмами для питания клеточных процессов.

Некоторые организмы приспособились к условиям низкого содержания кислорода. Но до недавнего времени ученые нашли удивительный организм, которому кислород не нужен совсем. Таким феноменом оказался H.salminicola, принадлежащий к тому же типу, что кораллы и медузы. Паразиты, встречающиеся в мясе лосося, безвредны, и живут с рыбой в течение всей ее жизни. Находящийся внутри своего хозяина, крошечный организм может выживать в довольно гипоксических(без кислорода) условиях. Но как именно это происходит, понять без изучения ДНК трудно.

Ученые применили секвенирование и флуоресцентную микроскопию для тщательного изучения H.salminicola и обнаружили, что у него нет митохондриального генома. Он утратил способность к аэробному дыханию и потерял почти все ядерные гены, участвующие в транскрибировании и репликации митохондрий. Подобно одноклеточным организмам, паразит развил митохондриальные органеллы, но они тоже необычны: у них есть складки на внутренней мембране, которые обычно не видны.

Как именно выживает организм, до сих пор неизвестно. Но потеря согласуется с общей тенденцией для этих существ — генетическим упрощением. За много лет они превратились из обособленного предка медузы в гораздо более простого паразита. Открытие может помочь рыбным хозяйствам адаптировать свои стратегии для борьбы с H.salminicola. Хотя он безвреден для людей, вряд ли кто-то захочет покупать лосося, пронизанного крошечным странным паразитом.

Фото: Stephen Douglas Atkinson