Ученые в Китае создали пять клонированных макак

У макак также изменены гены – их планируют использовать для изучения генетических заболеваний.
Ученые в Китае создали пять клонированных макак

Клонирование обезьян по «методу овечки Долли» случилось еще в 2018 году – тогда ученые рассказали о появлении двух клонов Чжун Чжун и Хуа Хуа. Для того чтобы это осуществить, ученые вынимали ядро из яйцеклетки и заменяли его ядром соматической клетки. Реконструированный ооцит становился эмбрионом, после чего его пересаживали суррогатной матери, которая рожала клонов. Исследование, описанные в новой статье в журнале National Science Review, работают по той же схеме. Ученым из Института неврологии Китайской академии наук удалось создать пять клонов макаки с измененными генами.
Изначально ученые вывели генно-модифицированных макак – на стадии эмбриона с помощью CRISPR-Cas9 они блокировали экспрессию гена BMAL1, регулирующего циркадные ритмы. При его деактивации наблюдается нарушение циклов сна и бодрствования. Родившись, генетически модифицированные страдали сокращением сна, активностью в ночное время, тревожностью, депрессией.
Затем ученые клонировали одну из этих обезьян, получив пять клонов из 325 эмбрионов. Их хотят использовать для исследования генетических заболеваний.
«Наш подход заключается в том, чтобы отредактировать гены оплодотворенных эмбрионов, — это помогает создать группу модифицированных обезьян. Затем мы выбираем одну обезьяну, которая демонстрирует наиболее тяжелые фенотипы заболевания и имеет нужную нам структуру генов. Она служит донором для клонирования. Мы считаем, что такой подход с клонированием отредактированных обезьян поможет в создании множества моделей генетических заболеваний, а также расстройств иммунной системы и рака», — первый автор работы Цян Сунь