Ученые разгадали давнюю загадку о происхождении статического электричества

Как оказалось, многие привычные вещи и явления еще не изучены.
Ученые разгадали давнюю загадку о происхождении статического электричества

Греческий философ Фалес впервые сообщил о статическом электричестве, вызванном трением, в 600 году до нашей эры. После трения янтаря с мехом он заметил, что мех притягивает пыль. Хотя этот опыт уже давно стал обычным явлением, ученые до сих пор не могли объяснить, почему оно происходит.

Но теперь исследователи раскрыли древнюю загадку. На наноуровне все материалы имеют шероховатую поверхность с бесчисленными крошечными выступами. Когда два материала вступают в контакт и трутся друг о друга, эти выступы изгибаются и деформируются. Деформация в свою очередь вызывает напряжение, а затем и статический заряд. Это явление называется «флексоэлектрическим эффектом».

Используя простую модель, ученые показали, что напряжение, возникающие в результате изгибов при трении, действительно достаточно велико, чтобы вызвать статическое электричество. В работе, которая будет опубликована 12 сентября в журнале Physical Review Letter, будут представлены экспериментальные наблюдения. В ней, к примеру, ученые объяснят, почему возникают заряды даже при трении одного и того же материала.

Фото: RichVintage/Getty Images.