Ученые нашли самую быструю звезду в Млечном Пути

Недавно обнаруженная звезда под названием S4714 вращается вокруг сверхмассивной черной дыры Стрелец A*. Она развивает скорость около восьми процентов от скорости света, то есть 24 000 километров в секунду.
Ученые нашли самую быструю звезду в Млечном Пути
Астрономы, изучающие Млечный Путь, определили ряд звезд на длинных эллиптических орбитах вокруг Стрельца A*. Их называют S-звездами, и ученые могут использовать их для изучения свойств гигантского невидимого объекта, вокруг которого они вращаются.

В течение многих лет считалось, что из всех этих звезд S2 расположена к черной дыре ближе всего. Ее орбита приближается к Стрельцу A* примерно на 18 миллиардов километров, а гравитационная сила от такой близости разогнала звезду до трех процентов скорости света. Но в прошлом году астрофизики из Кельнского университета в Германии обнаружили гораздо более слабую, но гораздо более близко расположенную к черной дыре звезду — S62.

Ее орбита практически касается Стрельца A*, располагаясь на расстоянии 2,4 миллиарда километров. При вращении по кругу она достигает скорости 20 000 километров в секунду, или 6,7 процента скорости света. Но ученые не остановились и на этом. После многих лет работы они обнаружили пять новых S-звезд, еще ближе расположенных к черной дыре, чем S2: S4711, S4712, S4713, S4714 и S4715. Из новых звезд ученые выделили S4711 и S4714.

S4711 — голубая звезда B-типа, которой около 150 миллионов лет. Ее период вращения короче, чем у S62. Звезда проходит вокруг Стрельца A* раз в 7,6 лет на расстоянии 21,5 миллиарда километров. Меньший орбитальный период означает, что у S4711 самое короткое среднее расстояние до черной дыры.

У S4714 орбитальный период длиннее, чем у S4711, он составляет 12 лет. Но ее орбита вытянута. Эксцентриситет орбиты описывается значениями от нуля до одного, где ноль — идеальный круг, а единица — уход от идеального круга. S4714 имеет эксцентриситет орбиты 0,985.

S4714 приближается к Стрельцу A* примерно 1,9 миллиарда километров, то есть ближе чем S62. Во время такого сближения звезда развивает скорость до 24 000 километров в секунду, замедляясь по мере того, как она отклоняется назад на расстояние 250 миллиардов километров от черной дыры.
Фото: Florian Peissker