Ученые нашли причину неудач при разработке вакцины от стафилококка

Существующие вакцины основываются не на тех клетках. Как показали результаты исследования, защитить организм от стафилококка помогают Т-клетки.
Ученые нашли причину неудач при разработке вакцины от стафилококка
Стафилококк выживает и процветает на коже человека, он может распространяться при контакте кожа-к-коже или через загрязненные поверхности. Как правило, бактерии живут безвредно и незаметно примерно у одной трети населения. Находясь на коже, они могут вызывать красные язвы, которые со временем способны развиваться. И, к сожалению, эта инфекция не реагирует на антибиотики. Причину устойчивости бактерий и неэффективности существующих вакцин могут объяснить результаты нового исследования.

Эксперимент на мышах показал, что Т-клетки — один из основных типов иммунных клеток организма — играют важную роль в защите от стафилококковых бактерий. А большинство вакцин основаны исключительно на стимуляции других типов иммунных клеток, B-клеток, вырабатывающих антитела для борьбы с болезнетворными микроорганизмами.

В течение почти 15 лет ученые изучали альфа-токсин, вырабатываемый стафилококком. Он играет важную роль в повреждении тканей при множественных формах инфекции. Важная особенность альфа-токсина — он обнаружен во всех штаммах стафилококка, то есть он тоже устойчив к антибиотикам.

Исследователи обнаружили, что иммунные клетки не защищают мышей с незначительными стафилококковыми инфекциями, но у мышей, которые подвергались опасным для жизни инфекциям в кровотоке, появлялся сильный ответ Т-клеток. А при наличии в инфекции альфа-токсина количество Т-клеток уменьшалось. Ученые предполагают, что стафилококк использует альфа-токсин, чтобы предотвратить активацию Т-клеточного ответа организма, обеспечивающего защиту от бактерий.

Таким образом, блокирование токсина может привести к здоровому ответу Т-клеток. А защита ответа Т-клеток в утробе или в первые дни жизни может перепрограммировать общее влияние бактерий на иммунную систему.