У земноводных впервые нашли змеевидные ядовитые железы

Caecilians — это бесхвостые амфибии, которых, на первый взгляд, легко принять за змей. Хотя животные только отдаленно связаны со своими кузенами-рептилиями, ученые нашли у них кое-что общее — специализированные железы вдоль зубов, которые имеют такое же биологическое происхождение и, возможно, функции, как и ядовитые железы змей.
У земноводных впервые нашли змеевидные ядовитые железы

Caecilians— почти слепые, использующие лицевые щупальца и слизь для передвижения по подземным туннелям существа. Эти животные производят два типа секрета — один из них находится в хвосте, а другой в голове, где образуется слизь, помогающая ползать по земле.
Caecilians — один из наименее изученных видов позвоночных.

Во время исследования слизистых желез Caecilians ученый Майло-Фонтана наткнулся на серию маленьких заполненных жидкостью желез в верхней и нижней челюсти с длинными протоками, которые открывались у основания каждого зуба. Используя эмбриональный анализ, он обнаружил, что эти железы произошли из ткани, отличной от слизи и ядовитых желез, обнаруженных в коже.

«Эти ротовые железы развиваются из зубной ткани, то же самое можно наблюдать у рептилий, — говорит Майло-Фонтана — Это первый раз, когда железы подобного типа были обнаружены у земноводных».

Ученые предполагают, что Caecilians использует выделения из этих желез при нападении на добычу. Поскольку у Caecilians нет рук и ног, рот — единственный инструмент, с помощью которого они охотятся.

Предварительный химический анализ секрета ротовой кишки Caecilians показал высокую активность фосфолипазы А2, белка, содержащегося в токсинах ядовитых животных. Фактически, биологическая активность фосфолипазы А2, обнаруженная у Caecilians , была выше, чем у некоторых гремучих змей. Тем не менее, необходим дополнительный биохимический анализ для подтверждения токсичности найденного секрета.

Если ученые докажут, что секреция токсична, то Caecilians будут представлять собой более примитивную форму эволюции ядовитых желез. Змеи появились 100 миллионов лет назад, а Caecilians намного старше, им примерно 250 миллионов лет.
Фото: Carlos Jared