У плотоядных растений обнаружилась «память»

С её помощью хищное растение отличает касания насекомых от капель дождя и других случайных прикосновений. Именно поэтому плотоядный цветок не смыкает створок, когда до них дотрагивается, например, упавший лист.
У плотоядных растений обнаружилась «память»
Учёные опубликовали результаты исследования в журнале Nature Plants. Исследователей давно интересовал вопрос, как именно мухоловки запоминают что-то, ведь у них нет нейронов и других клеток, используемых животными для хранения информации. Ещё 40 лет назад немецкие учёные предположили, что подобием памяти могут выступать открывающие и закрывающие створки ионы кальция, а именно их концентрация.

В то время у учёных просто не было необходимой технологии, при помощи которой они смогли бы измерить концентрацию ионов, сейчас же она появилась. Японские молекулярные биологи модифицировали геном мухоловок, поэтому они стали производить светящийся белок при пересечении с кальцием. Вырастив несколько таких мухоловок, учёные спрятали их в тёмную комнату и стали за ними следить.

Ловушки начинали светиться, когда к ним прикасались. В момент прикосновения интенсивность свечения возрастала, затем постепенно угасала. Если в следующие 30 секунд ничто больше не касалось створок, свечение пропадало. При повторном касании створки схлопывались, после чего мухоловка начинала пищеварительный процесс.

Учёные считают, что их метод помог подтвердить немецкую теорию сорокалетней давности. Похоже, хищные растения мухоловки действительно используют ионы кальция как обновляемую «память», благодаря которой они способны запоминать, что недавно с ними произошло.

Фото: Венерина мухоловка, Callahan McKinley/Shutterstock/FOTODOM