У людей, рожденных недоношенными, выше риск иметь детей с аутизмом

В ходе медицинского регистрового исследования с участием почти 400 000 детско-родительских пар из Дании ученые обнаружили, что у людей, появившихся на свет раньше срока, почти в 2 раза выше риск рождения детей с расстройствами аутического спектра (РАС). Результаты исследования дают веские доказательства того, что факторы риска РАС могут охватывать несколько поколений – до сих пор этой гипотезе не хватало убедительных данных.
У людей, рожденных недоношенными, выше риск иметь детей с аутизмом

По словам Сейана Лиева, ведущего автора исследования, доцента кафедры гигиены окружающей среды Йельской школы общественного здравоохранения, сделанное открытие поможет понять механизмы, лежащие в основе риска наследования аутизма в семье.

«Давно известно, что недоношенность и низкий вес при рождении являются факторами риска развития аутизма у ребенка, – комментирует Лиев. – Однако впервые удалось выяснить, что те же показатели у родителя также могут вносить свой вклад в возникновение РАС у его потомства».

Лиев и его команда проанализировали медицинские данные семей из Дании с 1978-го по 2017-й годы, чтобы найти связь между неонатальными характеристиками родителей и риском РАС у их детей. Оказалось, что у мужчин и женщин, рожденных ранее 37 недели беременности или с низким весом, повышена вероятность рождения детей с аутизмом. Другие факторы риска, относящиеся к нескольким поколениям, включая образование бабушек и дедушек, место жительства, возраст наступления беременности, не имели существенного значения.

Остается неясным, как именно риск развития РАС передается через поколения, но у ученых есть несколько гипотез. Одна из них гласит, что причиной может быть так называемая эпигенетическая наследственность, то есть наследование изменений в активности генов в ответ на стимулы окружающей среды без изменения последовательностей ДНК. Влияние генетики и других факторов окружающей среды, включая воспитание, также может передаваться из поколения в поколение и влиять на риск возникновения РАС.

Фото: CC0 Public Domain