Тысячелетнее лекарство убивает устойчивых к антибиотикам бактерий

Поскольку смертельные бактерии становятся все более устойчивыми к современным антибиотикам, ученые решили обратиться к древним медицинским рукописям. И похоже, что на помощь может прийти средневековая смесь, которой 1000 лет.
Тысячелетнее лекарство убивает устойчивых к антибиотикам бактерий

«Древний биотик», как его называют исследователи, был обнаружен в одном из самых ранних известных медицинских учебников средневековой Англии. В то время как многие из лекарств, описываемых в книге, уже не актуальны(например, мазь, чтобы остановить гоблинов, посещающих ночью), другие вполне могут пригодиться современной медицине.

Результаты прошлых исследований показали, что смесь натуральных ингредиентов — чеснока, лука, коровьей желчи и вина — вполне может обладать мощным антисептическим свойством. Она эффективна в борьбе с группой опасных бактерий, которые стали устойчивыми ко многим современным препаратам.

Ранее было показано, что этот рецепт убивает Staphylococcus aureus, бактерию, вызывающую золотистый стафилококк. Бактерии золотистого стафилококка особенно устойчивы перед антибиотиками, так как могут образовывать биопленки, которые мешают работе антимикробных агентов. Разрушение биопленки требует концентраций антибиотиков в сотни-тысячу раз больше, чем было бы необходимо для свободно плавающих форм.

В новом исследовании ученые подтвердили, что даже когда бактерии золотистого стафилококка образовывали особенно прочные биопленки, средство оставалось эффективным. Причина в том, что в этой смеси есть нечто, с чем биопленки не могут справиться. И, как оказалось, эта смесь эффективна и против бактерий с аналогичной устойчивостью, в том числе Acinetobacter baumanii, Stenotrophomonas maltophilia, S. epidermidis и S. pyogenes.

Еще ученые выяснили, что ингредиенты смеси работают как противомикробный агент только в окончательной форме, то есть совместно. Когда исследователи разделили ингредиенты, они были не так эффективны в уничтожении бактериальных штаммов.

Фото: British Library/Public Domain