Стволовые клетки восстановили мозг грузынов после инсульта

Стволовые клетки восстановили мозг грузынов после инсульта
Учёные из Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова и НИТУ «МИСиС» в сотрудничестве со специалистами из России и Канады выяснили, что трансплантация стволовых клеток грызунам после ишемического инсульта позволяет восстановить нормальное функционирование головного мозга животных.
Работу опубликовал научный журнал Frontiers in Neuroscience. В ходе исследования учёные использовали перепрограммированные нейральные и мезенхимальные стволовые клетки человека. Из первых в ходе нейрогенеза образуются все типы клеток в мозге, а в сочетании со вторыми они также могут выделять вещества, стимулирующие регенерацию мозговой ткани.
«В ходе исследования перепрограммированные нейральные стволовые и мезенхимальные клетки были введены участвовавшим в испытаниях грызунам внутриартериально спустя 24 часа после смоделированного ишемического инсульта. Такой способ трансплантации позволил доставить клетки напрямую в мозг», – рассказала Дарья Наместникова, сотрудник кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
По данным исследователей, получить мезенхимальные стволовые клетки возможно из плаценты и различных тканей взрослого человека, но получение нейральных является затруднительным. Наиболее безопасным из альтернативных простому извлечению методом получения последних считается прямое перепрограммирование соматических клеток, или всех клеток, кроме гамет.
В выводах к работе учёные пишут, что восстановительные свойства стволовых клеток можно объяснить «паракринным эффектом», или процессом, при котором стволовые клетки выделяют факторы. Считается, что последние становятся катализатором восстановления, заставляют окружающие клетки изменять свою активность и инициировать процесс регенерации головного мозга.
Фото: НИТУ «МИСиС»