Систематические повреждения ДНК плаценты влияют на исход беременности

Ученые из Института медицинских исследований Стауэрса доказали, что плохо функционирующая плацента может играть ранее недооцененную роль в развитии мышиных эмбрионов с синдромом де Ланге – редким генетическим заболеванием, которое проявляется задержками развития и множественными патологиями строения лица, черепа и конечностей. Среди людей это заболевание встречается у одного из 10 тысяч новорожденных.
Систематические повреждения ДНК плаценты влияют на исход беременности

В ходе лабораторных экспериментов выяснилось, что у мышей с мутациями белкового комплекса когезина плацента накапливала повреждения в ДНК и начинала буквально «штамповать» цитокины – химические вещества, провоцирующие воспалительные реакции в организме и влияющие на рост и развитие эмбрионов.

«Систематические повреждения ДНК активируют процесс старения плаценты, и это имеет огромное значение для исхода беременности и здоровья плода, – говорит Дженнифер Гертон, исследователь Института Стауэрса. – Чтобы обернуть этот процесс вспять, мы должны научиться нацеливаться на цитокиновые сигналы».

Сегодня примерно один из 20 новорожденных страдает от задержки внутриутробного развития, при которой плод имеет размеры меньше нормальных. Одним из ярчайших примеров такой задержки является синдром де Ланге – редкое генетическое заболевание, встречающееся у одного из 10 тысяч новорожденных. У людей с этим заболеванием отмечается невысокий рост, умственная отсталость и аномалии развития конечностей. Причиной возникновения синдрома де Ланге являются генетические мутации, влияющие на белковый комплекс когезин. Долгое время считалось, что синдром развивается при повреждениях ДНК, влияя на включение и выключение генов во время эмбрионального развития. Однако Гертон и ее команда предположили, что это лишь часть истории.

Ранее было доказано, что женщины, беременные детьми с синдромом де Ланге, имеют более низкий уровень белка PAPP-A – ассоциированного с беременностью протеин А-плазмы. А поскольку этот белок вырабатывается плацентой, исследователи предположили, что именно нарушения в работе этого жизненно важного, но малоизученного органа связаны с развитием синдрома. Изучив функционирование плаценты у мышей с синдромом де Ланге, команда Гертон обнаружила повторяющиеся повреждения генома, которые вели к активации процесса старения плаценты. В таком состоянии ее клетки переставали делиться и начинали вырабатывать те самые цитокины, которые накапливались в эмбрионе, влияя на его развитие и здоровье.

Кроме того, исследователям удалось выяснить, что если плацента здорова и функционирует должным образом, развитие эмбриона с синдромом де Ланге идет лучше, чем у тех эмбрионов, которые растут в больной плаценте. В дальнейшем ученые планируют выяснить, можно ли улучшить исход беременности при наличии у эмбриона синдрома де Ланге с помощью низкомолекулярных препаратов, блокирующих производство цитокинов в плаценте.