Шизофрения может быть частично связана с нарушениями иммунной системы

Исследование, проведенное учеными из Манчестерского университета, указывает на корни возникновения шизофрении. Как выяснилось, это тяжелое психическое заболевание может отчасти быть спровоцировано нарушением функций иммунной системы.
Шизофрения может быть частично связана с нарушениями иммунной системы
Ученые провели первое в истории клиническое испытание иммунодепрессанта (препарата, применяемого для искусственного угнетения иммунитета) метотрексата в качестве одного из препаратов для терапии шизофрении. Оказалось, что это средство положительно сказывается на некоторых симптомах заболевания, например, снижает интенсивность слуховых галлюцинаций — этот эффект препарата оказался для ученых неожиданным. И при том, что клинические испытания были слишком маломасштабными для того, чтобы определить, можно ли применять метотрексат в качестве дополнительно препарата при лечении шизофрении, его положительное воздействие при ранних стадиях заболевания заставило ученых задуматься о связи шизофрении и иммунной системы.
В психиатрии симптомы шизофрении делятся на «позитивные» и «негативные». К позитивным симптомам относят, к примеру, слуховые галлюцинации, тогда как к негативным — сбивчивость мышления, пониженную мотивацию и низкую социализацию. Для борьбы с негативными симптомами, значительно влияющими на развитие заболевания, на данный момент не существует какого-либо эффективного медицинского средства. Манчестерские ученые решили найти такое средство и предпринять его клинические испытания.
Кандидатом стал препарат метотрексат. Обычно это лекарство используется при лечении воспалительных заболеваний — ревматоидного артрита и болезни Крона. Препарат борется с аутоиммунными заболеваниями путем восстановления функций Т-клеток, важных для работы нашего иммунитета. Так препарат оказывает положительное воздействие на ЦНС. Именно это, считают ученые, и есть причина обнаруженной ими эффективности препарата при ранней стадии шизофрении.
Положительный эффект препарата был выявлен после того, как пациентам с шизофренией предложили принимать малую дозу препарата (10 мг) наряду с теми лекарствами, что принимаются обычно. Ученые считают, что причина благотворного воздействия метотрексата кроется в глубокой связи иммунной системы и шизофрении. Эта область, как подчеркнули исследователи, требует дальнейшего более объемного анализа.
фото: Pixabay/CC0 Public Domain