Секрет стабильного общества — постоянный запас пива

Ученые узнали, из чего делали пиво в древней перуанской пивоварне и откуда поступали материалы для изготовления пивных сосудов.
Секрет стабильного общества — постоянный запас пива
Ученые обнаружили древнюю мини-пивоварню на месте империи Уари, существовавшей в 500 — 1000 г. н. э. в Серро-Бауле в горах на юге Перу. Пиво, которое они варили, называлось чичей. Это легкий, кислый напиток, пригодный к употреблению только в течение недели. Чтобы выпить его, люди приходи на фестивали в Серро-Баул. Их посещали от одной до двухсот местных политических элит и пили чичу из почти метровых, украшенных керамических сосудов, как у богов и лидеров Вари.

Чтобы узнать больше о пиве, сыгравшем важную роль для общества Вари, ученые проанализировали кусочки керамических пивных сосудов. Они использовали несколько методов, в том числе лазер. Его направляли на осколок пивного сосуда, отрезали крошечный кусочек материала, а затем нагревали его до температуры поверхности Солнца, разделяя на молекулы. Так исследователи смогли узнать, откуда брали глину для лепки сосуда и из чего было сделано пиво, оставшееся в маленьких пустых пространствах керамического сосуда.

Изучив химический состав остатков пива и глиняных сосудов, ученые обнаружила две важные вещи. Во-первых, сосуды были сделаны из глины, находящейся неподалеку от пивоварни. Во-вторых, пиво было сделано из перца, растущего даже во время засухи. Всё это помогало обеспечивать стабильное снабжение пивом, даже если перебои в торговле затрудняли добычу глины издалека, или из-за засухи не получалось выращивать другой компонент — кукурузу. Империя Вари была огромной и состояла из разных групп населения со всего Перу. Авторы исследования утверждают, что общая культура пивоварения и фестивали сохраняли единство народа, ведь без таких крупных общенациональных образований может начаться распад империи на более мелкие области.
Фото: Donna Nash