Science-ланч в СПбГУ: как бактерии в пищеварительной системе дождевых червей помогают улучшать почву

30 мая пройдет science-ланч, приуроченный к 200-летию открытия в Санкт-Петербургском университете первой в России кафедры зоологии. Ученые расскажут о новом этапе развития зоологической науки и современных исследованиях, посвященных полезным бактериям, обитающим в беспозвоночных.
Фото: Иоанна Чернова
Некоторые из них населяют пищеварительную систему дождевых червей и повышают плодородие почвы, в то время как другие содержатся в морских беспозвоночных и помогают бороться с опасными заболеваниями, среди которых рак, болезнь Альцгеймера и даже СПИД.

Участники мероприятия смогут не только пообщаться со спикерами, но и посмотреть
богатую зоологическую коллекцию Санкт-Петербургского университета. В science-ланче примут участие и сами «герои» исследований — дождевые
черви.

В своем выступлении специалист ресурсного центра «Культивирование микроорганизмов» Научного парка СПбГУ Валерия Хабибуллина расскажет о последних результатах изучения сообщества бактерий, которые населяют пищеварительную систему дождевого червя и перерабатывают почву, делают ее более плодородной, обогащенной как простыми минеральными веществами, так и органическими. Важное внимание будет уделено практическому применению бактерий.

Профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ Андрей Островский расскажет
о бактериях, населяющих ткани морских беспозвоночных. Эти симбионты выполняют роль «химического оружия», позволяющего защитить организм хозяина от многочисленных врагов. Кроме того, разнообразные вещества, продуцируемые бактериями, помогают людям бороться с раком, бактериальными и грибковыми инфекциями, болезнью Альцгеймера, эпилепсией и СПИДом. Спикер представит результаты новых исследований в этой
области.

Заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных СПбГУ Андрей Гранович расскажет об истории преподавания зоологии в СПбГУ и появлении новой междисциплинарной области — интегративной биологии, которая использует все современные методы анализа биологических систем и характеризует новый этап исследования биоразнообразия и понимания биологической эволюции.

Выступления ученых пройдут в рамках празднования Года зоологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Он приурочен к двум юбилеям зоологического образования в СПбГУ. В этом году исполняется 200 лет со дня открытия при Университете первой в России кафедры зоологии. Также СПбГУ отмечает 150 лет с момента официального разделения кафедры на два самостоятельных отделения — кафедры зоологии беспозвоночных