Саранча может заменить собак, ищущих бомбы

В ближайшем будущем люди могут использовать саранчу для обнаружения взрывчатых веществ. Ученые показали, что саранча способна учуять различное количество взрывоопасных химикатов в воздухе и определить местонахождение бомбы.
Саранча может заменить собак, ищущих бомбы
Саранча обладает невероятно острым обонянием. Определить, есть ли желаемый запах в образце или в окружающей среде, можно с помощью отслеживания их мозговых волн. В предыдущей работе ученые показали, что саранчу можно обучить распознавать запах почти так же, как собаку. Исследователи распылили запах гексанола в коробку с насекомыми незадолго до их кормления. После нескольких тренировок один только запах заставлял саранчу вести себя так, словно она ждала еды.

В рамках нового исследования ученые проверили, можно ли научить саранчу чуять различные взрывчатые вещества, такие как TNT, DNT, RDX, PETN и нитрат аммония. Они разработали специальную систему, чтобы считывать образцы активируемых нейронов в мозге саранчи, и определять, заметили ли насекомые запах или нет. Хирургическим путем прикрепив к саранче электроды, исследователи смогли записать их мозговые волны. Как оказалось, электроды регистрируют обнаружение насекомыми желаемого запаха.
В следующих экспериментах ученые проверили, может ли саранча обнаружить бомбу, выяснив, откуда исходит запах. Для этого потребовалась необычная установка — автомобиль-робот, перевозящий саранчу в прозрачном пластиковом ящике. Пары взрывчатого вещества подавались в ящик в определенном месте, и транспортное средство перемещалось вверх и вниз по длине контейнера. Когда саранча чувствовала запах различных концентраций паров, ее мозговые волны становились сильнее.
Фото: Raman Lab