Рыбы «на антидепрессантах» теряют свою индивидуальность

Когда вы принимаете лекарство, это становится лишь началом его путешествия: большинство препаратов, включая такие психотропные вещества, как флуоксетин (известный под торговой маркой Prozac), лишь частично всасываются организмом. То, что не переварилось, оказывается в туалете, откуда попадает в канализацию, а уже оттуда – если не было «остановлено» системами водоочистки – сбрасывается в океан. Так морские обитатели, сами того не зная, получают свою дозу антидепрессантов.
Рыбы «на антидепрессантах» теряют свою индивидуальность

Исследования показывают, что в результате такого загрязнения рыбы оказываются в «супе» из химикатов, что сказывается на их поведении весьма странным образом.

«Побочные эффекты от загрязнения дикой природы психотропными веществами вызывают особое опасение, – делится эволюционный эколог Джованни Польверино из Университета Западной Австралии. – Эти вещества созданы для воздействия на определенные рецепторы в мозге человека, которые являются эволюционно-консервативными, поэтому нет ничего удивительного в том, что они могут влиять и на нецелевые виды».

Каковы последствия и пределы такого ненамеренного приема лекарств, остается загадкой, однако ученые считают, что биоактивные загрязняющие вещества могут менять все поведенческие аспекты рыб в дикой природе, включая активность, общительность, режим питания, миграцию, поиск партнеров и т.д. Один из главных вопросов, остающийся без ответа, – как психотропные препараты меняют животных на индивидуальном уровне. Чтобы выяснить это, Польверино и его коллеги провели двухлетний эксперимент, в ходе которого рыбки гуппи подвергались воздействию низкой концентрации флуоксетина, сопоставимой с тем, которая наблюдается в водных экосистемах, загрязненных химическими веществами. Результаты оказались ошеломительными: рыбы «на антидепрессантах» теряли свою индивидуальность, причем по мере увеличения дозы различия в поведении между отдельными особями стирались. Проще говоря, они начинали вести себя одинаково.

На первый взгляд, это открытие не выглядит пугающим, однако оно может иметь долговременные последствия, поскольку именно различия в таких вещах, как склонность к риску и других поведенческих стратегиях среди животных, позволяют видам выживать в процессе эволюции и под влиянием факторов окружающей среды. Например, более активные и рисковые особи с большей вероятностью будут иметь больше ресурсов и получат преимущество в воспроизводстве, что в свою очередь благоприятно скажется на генетическом разнообразии вида и его общей жизнестойкости. Если же все представители группы начнут вести себя одинаково, катастрофа для них неизбежна.

«К сожалению, именно это мы обнаружили – в популяциях рыб, подверженных воздействию флуоксетина, стираются различия в поведении отдельных особей. Это ставит всю популяцию на грань вымирания в долгосрочной перспективе», – пишут авторы исследования.

Безусловно, результаты, полученные в лаборатории, могут отличаться от того, что происходит в действительности в океане. Увы, реальный эксперимент длится уже почти полвека: флуоксетин был создан как средство для лечения депрессии и выведен на рынок под торговой маркой Prozac (Прозак) в 1988-м году. Сегодня он является одним из самых продаваемых рецептурных препаратов в мире – только в США в 2018-м году он был выписан более 25 миллионов раз. И все это время его составляющие регулярно смываются в океан.

Фото: Thirawatana Phaisalratana/Getty Images