Речной мусор становится местом обитания разных видов животных

Эксперты Ноттингемского университета (Великобритания) обнаружили, что в местных реках в мусоре живет больше беспозвоночных – насекомых и улиток – чем на камнях. В отсутствии лучших альтернатив мусор становится более устойчивой и сложной средой обитания для разных видов животных.
Речной мусор становится местом обитания разных видов животных

Географы собрали образцы донных пород и мусора в трех реках в графствах Лестершир и Ноттингемшир и сравнили их в лаборатории. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что поверхности мусорных объектов были заселены более разнообразными сообществами беспозвоночных, чем поверхности камней и других донных пород. Пластик, металл, ткань и элементы каменной кладки обладали наибольшим разнообразием обитателей, в то время как стекло и природный камень были заселены меньше всего. Более того, оказалось, что наиболее разнообразные сообщества обитали на гибких изделиях из пластика, например, на пластиковых пакетах. Вероятно, это связано с тем, что гибкий пластик «имитирует» структуру водных растений.

«С точки зрения среды обитания мусор может даже приносить пользу рекам, которые не могут похвастать обилием естественных сред, – комментирует Хейзел Уилсон, ведущий автор исследования. – Разнообразные сообщества беспозвоночных важны для речных экосистем, поскольку они служат источником пищи для рыб и птиц и вносят свой вклад в круговорот питательных веществ».

Однако, по словам ученых, это не оправдывает засорение рек: количество мусора в пресных водоемах, несомненно, должно быть сокращено, поскольку его разложение ведет к высвобождению токсичных химикатов и микропластика. Страдают от него и многие животные, которые глотают мусор, принимая его за пищу, или запутываются в нем. Результаты проведенного исследования говорят о необходимости сочетания очистки рек от мусора с внедрением сложных сред обитания, таких как ветви деревьев или растений вместо удаленного пластика или стекла. Пока же ученые планируют выяснить, какие именно характеристики мусора позволяют ему поддерживать большее биоразнообразие.