Рацион и образ жизни беременной влияют на изменения в ДНК плода

Новое исследование показало, что беременные женщины с лишним весом могут снизить риск для здоровья своих детей, увеличив физическую активность и скорректировав рацион.
Рацион и образ жизни беременной влияют на изменения в ДНК плода

Опубликованное в журнале PLosMed исследование посвящено влиянию высокого уровня глюкозы у женщин с сахарным диабетом беременных на изменения в ДНК их детей. Сахарный диабет беременных, также известный как гестационный (ГД), все чаще диагностируется во всем мире из-за распространения ожирения. Это заболевание повышает риск осложнений во время беременности и родов, а также влияет на развитие метаболических нарушений у детей. Предполагается, что высокий уровень глюкозы при ГД провоцирует эпигенетические изменения у развивающегося плода, что приводит к различным серьезным последствиям для здоровья.

Исследователи из Саутгемптонского университета и Королевского колледжа Лондона изучили медицинские данные 550 беременных женщин, страдающих ожирением, и их детей. В сравнении с женщинами из контрольной группы, которые не вносили изменений в образ жизни во время беременности, те женщины, которые меняли рацион на продукты с низким гликемическим индексом, уменьшали употребление жиров и увеличивали физическую активность, набирали меньше веса и имели лучший обмен веществ.

Кроме того, исследователи сравнили уровень и характер метилирования ДНК – главного эпигенетического механизма, контролирующего активность генов – у новорожденных, чьи матери имели гестационный диабет, и тех, чьи матери были здоровы. А затем ученые попытались выяснить, влияли ли изменения в рационе и образе жизни матери во время беременности на метилирование ДНК у детей. Оказалось, что наличие ГД и высокий уровень глюкозы у матери был связан с изменениями в уровне и характере функциональных модификаций ДНК у детей. Более того – изменение питания и уровня физической нагрузки значительно снижали изменения в метилировании ДНК.

По словам авторов исследования, ожирение во время беременности может иметь пожизненные отрицательные последствия для здоровья матери и ребенка, поэтому лучшее, что могут сделать женщины с этим диагнозом – изменить свой образ жизни до наступления беременности. Но даже если беременность уже наступила, все равно не поздно скорректировать свое питание и добавить больше физической активности – благоприятный эффект для здоровья ребенка будет обеспечен.

Фото: Getty Images