Раковые клетки могут уклониться от химиотерапии, впав в спячку

Как оказалось, «активная спячка» и состояние, схожее с воспалением, позволяют им минимизировать стресс, вызванный агрессивными видами лечения, ориентированными на их уничтожение.
Раковые клетки могут уклониться от химиотерапии, впав в спячку
Раковые клетки могут уклоняться от химиотерапии, входя в состояние, которое имеет сходство с определенными видами физиологического старения. Такая «активная спячка» позволяет им минимизировать стресс, вызванный агрессивными видами лечения, ориентированными на их уничтожение.
Удивительное открытие о поведении клеток сделали учёные из Высшей школы медицинских наук им. Вейля Корнелла. Описание работы опубликовал научный журнал Cancer Discovery. В будущем анализ этого метода защиты от химиотерапии позволит медикам разработать новые комбинации лекарств, направленные на борьбу со спящими клетками.
В ходе исследования специалисты задались вопросом, почему рак так часто возвращается к пациентам после терапии. Чтобы найти ответ, учёные работали как на органоидных, так и на мышиных моделях, полученных из образцов пациентов с опухолями острого миелоидного лейкоза (ОМЛ). Полученные результаты также сверялись с данными реальных пациентов, прошедших весь путь от лечения до рецидива.
«Острый миелоидный лейкоз может быть поставлен в ремиссию с помощью химиотерапии, но он почти всегда возвращается, и когда это происходит, он неизлечим, – расказал старший автор исследования, доктор Ари М. Мелник. – Давний вопрос в этой области был: «Почему вы не можете избавиться от всех раковых клеток?» Подобный вопрос может быть поставлен и для многих других видов агрессивного рака в дополнение к ОМЛ».
В течение многих лет исследователи изучали, как опухоли у пациентов с ОМЛ восстанавливаются после курса химиотерапии. По одной из теорий, возвращение рака могло быть объяснено тем, что, поскольку не все клетки в опухоли одинаковы на генетическом уровне, небольшое подмножество клеток способно сопротивляться лечению и снова начать расти.
Ещё одно предположение гласило, что некоторые клетки внутри опухоли обладают особыми свойствами, которые позволяют им повторно формировать опухоль после химиотерапии. Как отметил Мелник, новое исследование не подтверждает, но в то же время и не опровергает эти теории, а лишь даёт нам новое понимание природы этих процессов.
Изучая развитие рака на моделях после химиотерапии, учёные обнаружили, что когда клетки ОМЛ подвергались химиотерапии, подмножество клеток переходило в состояние спячки, в то же время очень похожее на воспаление. Таким образом рак лишь на время прятался, чтобы перевести силы и вернуться к своему развитию после окончания терапии.
Дальнейшие исследования показали, что это воспалительное состояние было вызвано белком под названием ATR. Введение лейкозным клеткам ингибитора ATR перед химиотерапией позволило нарушить работу этого белка и уничтожить все раковые клетки.
Отмечается, что в недавних исследованиях двух других групп учёных наличие аналогичной защиты от лечения также продемонстрировали клетки в рецидивирующих случаях рака молочной железы, предстательной железы и желудочно-кишечного тракта. В перспективе дальнейшая работа с ингибиторами ATR может позволить свести такое противодействие химиотерапии на нет.
Фото: National Cancer Institute / Unsplash