Колоссальные первичные звёзды могли лечь в основу сверхмассивных чёрных дыр

Ранее в науке было принято считать, что сверхмассивные чёрные дыры появляются в результате миллиардов лет развития и поглощения материи. Новое исследование ставит эту теорию под вопрос.
Колоссальные первичные звёзды могли лечь в основу сверхмассивных чёрных дыр
Сверхмассивные чёрные дыры сегодня скрываются в центре большинства галактик. До недавнего времени считалось, что их формирование происходило в течение миллиардов лет поглощения материи. Новое исследование, опубликованное на этой неделе в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, ставит эту теорию под вопрос.
По данным учёных, время жизни сверхмассивных чёрных дыр могло быть куда короче, а они сами изначально представляли собой взорвавшиеся первичные сверхмассивные звёзды. Но обо всём по порядку. Известно, что чёрные дыры часто делятся на два основных класса по своей массе. Одни представляют собой дыры звёздной массы, в несколько десятков раз превышающей массу Солнца.
Источником появления таких тяжёлых чёрных дыр считаются коллапсировавшие звёзды, исчерпавшие к концу своего существования запас топлива. Но, помимо этой категории дыр, существует ещё и другая, где масса измеряется миллионами и даже миллиардами Солнц. В неё входят так называемые сверхмассивные чёрные дыры.
В современной науке принято считать, что представители первой категории постепенно переходят во вторую после миллиардов лет поглощения пыли, газа, звёзд, планет и даже других чёрных дыр. Эта теория уже неоднократно подтверждалась с помощью растущих свидетельств существования нового класса чёрных дыр средней массы, превышающей массу Солнца в значениях от 100 до 10 тысяч раз.
У объяснения, основанного на переходе категорий, есть лишь одна крупная недоработка. С учётом того, что первичные звёзды имели массу от 100 до 200 солнечных масс, получившимся из них чёрным дырам потребовалось бы слишком много материи для того, чтобы появиться на столь раннем этапе зарождения нашей Вселенной.
Чтобы закрыть этот пробел в теории, учёные предложили объяснить происхождение сверхмассивных чёрных дыр их появлением из «сверхмассивных» звёзд с массой в десятки тысяч Солнц. Это дополнение является сложно доказуемым на практике, но в то же время представляет собой крайне удобный ответ на стоявший ранее вопрос.
В перспективе одним из способов подтвердить гипотезу может стать поиск остаточного свечения сверхмассивных звёздных сверхновых в ближней инфракрасной области. Для этого исследователи планируют использовать космический телескоп имени Джеймса Уэбба, запуск которого должен состояться уже в этом году.
Фото: K.-J. Chen