Процесс облысения связали с несбалансированным делением клеток

По данным исследователей, нарушение процесса воспроизводства стволовых клеток волосяных фолликулов оказалось одной из причин потери волос.
Процесс облысения связали с несбалансированным делением клеток
Учёные из Токийского медицинского и стоматологического университета и Токийского университета открыли новый механизм, способный доводить волосяные фолликулы до истощения, подавляя их регенеративные способности с возрастом. Он оказался связан с делением стволовых клеток. Описание открытия опубликовал научный журнал Nature Aging.
Известно, что при нормальной работе организма устойчивость стволовых клеток волосяных фолликулов опирается на сочетание двух типов деления клеток: симметричное и ассиметричное. В первом случае стволовые клетки разделяются на две одинаковые, в то время как во втором они превращаются в дифференцирующуюся клетку вместе с отдельной самообновляющейся стволовой клеткой.
Два типа деления в организме формируют сбалансированный механизм, позволяющий сохранять популяцию стволовых клеток и дающий им возможность полноценно восстанавливать волосы. Когда же этот баланс нарушается, здоровью волос человека может быстро прийти конец.
«Для правильной работы тканей симметричные и асимметричные клеточные деления должны находиться в равновесии, – рассказал автор исследования Эми Нисимура. – Как только стволовые клетки предпочтительно подвергаются одному из них или, что еще хуже, отклоняются от типичного процесса деления клеток любого типа, орган страдает. В этом исследовании мы хотели понять, как деление стволовых клеток влияет на рост волос во время старения».
В ходе исследования учёные провели серию экспериментов с участием молодых и старых мышей. У каждой из категорий исследователи следили за состоянием стволовых клеток волосяных фолликулов и отслеживали их деление с помощью двух различных типов анализов. Наблюдения показали, что у старых мышей со временем начал проявляться странный, атипичный тип клеточного деления.
Пытаясь понять причину изменений в процессе деления, учёные подробно изучили, какую роль в нём играет класс белков, известных как гемидесмосомы. В организме человека они соединяют клетки с окружающим внеклеточным матриксом и помогают им определять своё местоположение в окружающей среде. Анализ показал, что с возрастом эти белки теряют свою стабильность, приводя к образованию другого, аберрантного типа клеток во время деления.
Таким образом, причиной нарушения воспроизводства стволовых клеток волосяных фолликулов и последующей потери волос оказался дестабилизирующийся с возрастом класс белков-гемидесмосомов. В будущем открытие может лечь в основу новых методов лечения облысения.
Фото: belchonock / Depositphotos