Определена причина, по которой кошачья мята отпугивает комаров

В будущем открытие может помочь в разработке новых видов репеллентов.
Определена причина, по которой кошачья мята отпугивает комаров
Исследователи выяснили, что причиной, по которой кошачья мята хорошо отпугивает комаров и других насекомых, является наличие в её составе летучих веществ, которые могут соединяться с рецепторами боли в теле насекомых. Выводы учёных опубликовал научный журнал Current Biology.
В перспективе открытый эффект мяты позволит использовать её для создания новых видов репеллентов. Известно, что в процессе своей жизнедеятельности растения используют летучие вещества для общения как друг с другом, так и с окружающим миром. Некоторые из них являются абсолютно бесполезными для растений, но в то же время оказывают серьёзное влияние на животных и насекомых.
Одним из необычных свойств кошачьей мяты или Nepeta mussinii является то, что она привлекает кошек, активируя их опиоидные системы так же, как героин и морфин у людей. В январе японские биологи обнаружили, что одновременно с получением удовольствия от опьянения, касаясь мяты, кошки защищают себя от нападения комаров.
В новом исследовании другая группа учёных заинтересовалась, как именно мята воздействует на насекомых. Специалисты провели серию экспериментов, наблюдая, как это растение воздействует на разные виды членистоногих, от скорпионов до мушек-дрозофил. В результате исследователи выяснили, что летучее вещество из кошачьей мяты, непеталактон, отпугивает множество видов насекомых, но не затрагивает скорпионов.
Заинтересовавшись причиной такого эффекта, учёные изучили структуру ДНК насекомых и обнаружили, что непеталактон воздействует на нервы, покрытые рецепторами TRPA1. Последние в организме человека и большинства многоклеточных отвечают за распознавание холода и других источников опасности.
Дальнейшие опыты показали, что при блокировании работы этого рецептора в клетках комаров и мушек насекомые перестают избегать мяту и даже начинают садиться на её листья. При этом такой эффект не распространяется на кошек и людей, так как непеталактон не может соединяться с их формой рецептора TRPA1.
Фото: Кот, пёс и я