Потеря одного белка провоцирует развитие экземы

Еще в 2006 году ученые обнаружили связь между отсутствием определенного кожного белка и риском развития экземы. Теперь, основываясь на этих результатах, они попытались показать, какие именно процессы ответственны за развитие кожного заболевания.
Потеря одного белка провоцирует развитие экземы

Экзема — распространенное заболевание кожи, которым страдают до 20 процентов детей и три процента взрослых во всем мире. Хотя существуют крема и лосьоны, помогающие облегчить хронические симптомы экземы, лекарства, которое помогло бы избавиться от нее навсегда, до сих пор нет. Ученые знали, что экзема связана с генетическим недостатком в коже белка филаггрина. Этот белок помогает формировать отдельные клетки кожи и участвует в защитных процессах.

Если у человека есть генетическая мутация, которая препятствует правильному поступлению филаггрина, у него могут развиться кожные заболевания, такие как экзема или вульгарный ихтиоз. При таких состояниях клетки кожи не отслаиваются, а накапливаются в виде чешуек.
До недавнего времени ученые не знали, как развивается экзема. Прорыв произошел в 2016 году, когда исследователи отследили ряд белков и молекулярных путей, приводящих к этой проблеме.

«Мы впервые показали, что потери только белка филаггрина достаточно, чтобы изменить ключевые процессы, участвующие в развитии экземы», — сказал автор исследования.

Чтобы отследить эти механизмы, ученые использовали созданную в лаборатории трехмерную модель образца кожи. Они изменили ее верхний слой, чтобы в нем наблюдался дефицит филаггрина, как и у людей с генетической мутацией.

В результате было обнаружено, что один только дефицит может вызвать множество молекулярных изменений в важных регуляторных механизмах кожи. Это влияет на такие вещи, как клеточная структура, защитная функция и даже то, как клетки воспаляются и реагируют на стресс.

Затем ученые подтвердили свои первоначальные результаты, изучив белки в образцах кожи реальных людей, сравнив данные участников с экземой и без нее. Они обнаружили, что некоторые из найденных белков были аналогичным образом мутированы только у людей с экземой.
Фото: Ternavskaia Olga Alibec/Shutterstock