Открытие гигантских песчаных червей говорит о том, что реальность иногда круче вымысла

Исследователи из Университета им. Саймона Фрэйзера (Канада) обнаружили свидетельства того, что около 20 миллионов лет назад в океанском дне у побережья Тайваня копошились огромные хищные черви, достигавшие 2 метров в длину.

Открытие стало результатом реконструкции необычных следов жизнедеятельности ископаемых организмов – нор доисторических червей. По словам Ю-Ень Пан, ведущего автора исследования, студентки факультета наук о Земле SFU, следы были найдены в каменистом участке дна у побережья Тайваня, а их изучение выполнялось в рамках ихнологии – науки, занимающейся исследованием отпечатков ступней вымерших животных.

«Нора этого червя-монстра заворожила меня с первого взгляда, – комментирует Пан. – По сравнению с обычными ископаемыми следами, которые достигают всего нескольких десятков сантиметров, эти были огромными – до 2 метров в длину и от 2 до 3 см в диаметре. Уникальной была и перистая структура верхней части норы, которой не наблюдалось в ранее изученных ископаемых останках».

Пан и ее коллегам удалось установить, кому принадлежала гигантская нора – червю вида Pennichnus formosae, а изучив 319 образцов ископаемых останков особей этого вида, живших от 22 до 20 миллионов лет назад, ученые смогли составить морфологическую модель следов их жизнедеятельности. В этом им помогли морские биологи, фотографы и работники океанариумов, которые позволили сравнить ископаемые следы с их биологическими аналогами.

Современные черви Боббита (Eunice aphroditois) тоже хищники и тоже огромны, они выискивают добычу с помощью усиков, после чего хватают ее мощными челюстями и утаскивают в свои норы. Причем когда червь зарывается в нору, его туловище занимает ее всю целиком, что объясняет 2-метровый размер убежища в случае с Pennichnus. Дальнейший анализ выявил большую концентрацию железа вокруг верхней части норы, и это заставило ученых предположить, что червь выделял слизь для укрепления и восстановления стен норы после каждого приема пищи.

Морские хищные черви существовали со времен раннего плейстоцена – около 400 миллионов лет назад, однако мягкие ткани их тел разлагаются и не оставляют следов. Pennichnus formosae считается первым из известных ископаемых червей, который оставил следы своей жизнедеятельности и дал ученым редкую возможность узнать больше о жизни доисторических песчаных хищников.

Фото: Yu-Yen Pan